Вы здесь: Главная > Секреты психологии > «А у них игрушки лучше» — что делать и как действовать родителям?

«А у них игрушки лучше» — что делать и как действовать родителям?

Роль родителей в жизни ребенка велика и многогранна. Воспитание детей можно сравнить с управлением кораблем — нужно вовремя расправить парус, лечь в дрейф, учесть все подводные течения. Это ответственный процесс формирования личности.

Правильная адаптация ребенка в социуме начинается с первых дней его жизни. И если сначала основная среда обитания для него —  семья, где все стараются соблюсти интересы крохи, то со временем в жизни ребенка появляются другие люди: друзья на детской площадке, сверстники в саду, одноклассники. В детской среде общения складывается свой микроклимат, свои правила и приоритеты. Однажды ребенок скажет: «А у них игрушки, одежда лучше, хочу такие же!». Что делать и как реагировать в этой ситуации родителям? Как не дать детской зависти приобрести громадные масштабы и, при этом, не вырастить эгоиста?

Правила упреждения

Дети растут, причем, не только в физическом плане. Они развиваются и взрослеют и с психологической точки зрения:

— учатся общаться;

— ищут пути самоутверждения;

— выстраивать социальные связи.

Со временем появляется важность обладания «уникальной» или «статусной» вещью. Такое явление закономерно — достаточно вспомнить свое детство. Если раньше таким предметом была электронная игра «Волк ловит яйца» или «Тетрис», то теперь это гаджеты apple или приставка РSP.

Этого нельзя избежать, к этому нужно готовиться, и работать на упреждение ситуации с самого раннего возраста:

— обращать внимание на гармоничное развитие личности ребенка, в том числе умение общаться и адаптироваться в социальной среде;

— прививать общечеловеческие ценности;

— помогать выбирать правильные жизненные приоритеты;

— своим примером показывать, как нужно относиться к вещам, ситуациям;

— знакомить малыша с финансовым аспектом жизни семьи;

— уделять достаточно времени ребенку;

— поддерживать доверительные отношения;

— отдавать чадо в тот детский сад или школу, где не будет резкого контраста в финансовом и социальном плане.

Важно понять, что ребенок учится жить:

— путем подражания и заимствования «чужой» модели поведения;

— получением жизненного опыта методом — можно-нельзя или проб и ошибок.

Важна чуткая связь с родственниками или одним из них. Кто-то, кому ребенок доверяет, должен помогать формировать и разъяснять правильное отношение к той или иной ситуации.

При этом родители не должны:

— с рождения ребенка потакать всем его капризам;

забывать о себе, полностью живя и работая для обеспечения потребностей (особенно второстепенных, надуманных) ребенка.

Возрастной аспект проблемы

Дети проходят этапы жизненного взросления и фраза: «А у них игрушки, одежда, гаджеты лучше», прозвучавшая в разном возрасте, требует разного подхода.

Дошкольный возраст 

В этом возрасте у малышей:

— появляются соревновательные отношения со сверстниками;

— закладывается навык оценки окружающих;

— формируется мироощущение и понятие «добро» и «зло».

Это время — фундамент развития личности.

Ребенок начинает понимать, что у кого-то из сверстников есть игрушки лучше, чем у него. Это нормально. Правильное поведение родителей в этой ситуации может купировать возникновение проблемы в будущем.

Что нужно делать:

— держаться спокойно и дружелюбно, вне зависимости от степени эмоций крохи;

— объяснить чаду, что нельзя купить все игрушки;

— если это возможно, позаимствовать на время «уникальную» вещь сверстника (попросить посмотреть, поиграть на короткое время) и провести сравнительный анализ. Цель такого поведение — объяснить ребенку, что при разном внешнем виде игрушек, они одинаково интересны и ценны;

— переключить внимание на другую сферу (смотри, какая птичка полетела; пойдем, поедим мороженого и так далее).

Младший школьный и подростковый возраст

Развитие ребенка получает новый виток:

— происходит физическое и нервно-психическое формирование ребенка;

— мышление меняется от наглядного к логическому;

— возникает мотивация в достижении целей;

— формируются социальные аспекты поведения.

Желание обладать «статусными» вещами в этом возрасте естественно.

Родителям важно:

— понять мотивацию;

— степень необходимости «статусной» вещи с точки зрения социальной адаптации в группе сверстников (каприз или общая база интересов).

Как вести себя родителям:

— проанализировать возникшую ситуацию вместе с чадом;

— объяснить финансовый аспект и влияние такой покупки на экономическое состояние семьи;

— разобраться в целесообразности желаемой покупки и предложить альтернативу;

— оговорить условия возможной покупки (летняя подработка, отказ от другого дорогого приобретения, накопление необходимой суммы и пр.);

— направить интересы ребенка в нужное русло, по возможности обеспечив его новой группой общения (занятие в кружке, секции).

Тема, порождаемая фразой: «А у друзей что-то лучше, хочу такое же», —  очень многогранна и отнюдь не шаблонна. Каждый случай требует индивидуального «рецепта» преодоления.

Через этот нелегкий этап социализации проходят все. Важно объяснить ребенку, что нельзя объять необъятное и купить все. Вещи не делают нас лучше, поэтому ценны личностные качества и жизненные достижения. Главное – подарить ребенку любовь и сохранить с ним доверительные отношения на всю жизнь.

Хотите поделиться с друзьями информацией статьи в соц.сетях? Публикуйте ссылку на своей страничке с помощью кнопок

Почему бы тебе не узнавать обо всем первым? Подпишись на обновления блога прямо сейчас!

Введи свой электронный адрес:

Тэги: ,

4 комментариев к “«А у них игрушки лучше» — что делать и как действовать родителям?”

  1. никогда мой ребенок не устраивал истерики по поводу «ХОЧУ».. я всегда могла объяснить что да как..

  2. Натусик:

    Да уж, для некоторых детей покупка гаджетов превращается в некую «гонку вооружений». Особенно это актуально в старшем возрасте. Что уж говорить, если взрослые часто сами не лишены этого порока.

Комментарий




Top
Яндекс.Метрика