«А у них игрушки лучше» — что делать и как действовать родителям?
Роль родителей в жизни ребенка велика и многогранна. Воспитание детей можно сравнить с управлением кораблем — нужно вовремя расправить парус, лечь в дрейф, учесть все подводные течения. Это ответственный процесс формирования личности.
Правильная адаптация ребенка в социуме начинается с первых дней его жизни. И если сначала основная среда обитания для него — семья, где все стараются соблюсти интересы крохи, то со временем в жизни ребенка появляются другие люди: друзья на детской площадке, сверстники в саду, одноклассники. В детской среде общения складывается свой микроклимат, свои правила и приоритеты. Однажды ребенок скажет: «А у них игрушки, одежда лучше, хочу такие же!». Что делать и как реагировать в этой ситуации родителям? Как не дать детской зависти приобрести громадные масштабы и, при этом, не вырастить эгоиста?
Правила упреждения
Дети растут, причем, не только в физическом плане. Они развиваются и взрослеют и с психологической точки зрения:
— учатся общаться;
— ищут пути самоутверждения;
— выстраивать социальные связи.
Со временем появляется важность обладания «уникальной» или «статусной» вещью. Такое явление закономерно — достаточно вспомнить свое детство. Если раньше таким предметом была электронная игра «Волк ловит яйца» или «Тетрис», то теперь это гаджеты apple или приставка РSP.
Этого нельзя избежать, к этому нужно готовиться, и работать на упреждение ситуации с самого раннего возраста:
— обращать внимание на гармоничное развитие личности ребенка, в том числе умение общаться и адаптироваться в социальной среде;
— прививать общечеловеческие ценности;
— помогать выбирать правильные жизненные приоритеты;
— своим примером показывать, как нужно относиться к вещам, ситуациям;
— знакомить малыша с финансовым аспектом жизни семьи;
— уделять достаточно времени ребенку;
— поддерживать доверительные отношения;
— отдавать чадо в тот детский сад или школу, где не будет резкого контраста в финансовом и социальном плане.
Важно понять, что ребенок учится жить:
— путем подражания и заимствования «чужой» модели поведения;
— получением жизненного опыта методом — можно-нельзя или проб и ошибок.
Важна чуткая связь с родственниками или одним из них. Кто-то, кому ребенок доверяет, должен помогать формировать и разъяснять правильное отношение к той или иной ситуации.
При этом родители не должны:
— с рождения ребенка потакать всем его капризам;
— забывать о себе, полностью живя и работая для обеспечения потребностей (особенно второстепенных, надуманных) ребенка.
Возрастной аспект проблемы
Дети проходят этапы жизненного взросления и фраза: «А у них игрушки, одежда, гаджеты лучше», прозвучавшая в разном возрасте, требует разного подхода.
Дошкольный возраст
В этом возрасте у малышей:
— появляются соревновательные отношения со сверстниками;
— закладывается навык оценки окружающих;
— формируется мироощущение и понятие «добро» и «зло».
Это время — фундамент развития личности.
Ребенок начинает понимать, что у кого-то из сверстников есть игрушки лучше, чем у него. Это нормально. Правильное поведение родителей в этой ситуации может купировать возникновение проблемы в будущем.
Что нужно делать:
— держаться спокойно и дружелюбно, вне зависимости от степени эмоций крохи;
— объяснить чаду, что нельзя купить все игрушки;
— если это возможно, позаимствовать на время «уникальную» вещь сверстника (попросить посмотреть, поиграть на короткое время) и провести сравнительный анализ. Цель такого поведение — объяснить ребенку, что при разном внешнем виде игрушек, они одинаково интересны и ценны;
— переключить внимание на другую сферу (смотри, какая птичка полетела; пойдем, поедим мороженого и так далее).
Младший школьный и подростковый возраст
Развитие ребенка получает новый виток:
— происходит физическое и нервно-психическое формирование ребенка;
— мышление меняется от наглядного к логическому;
— возникает мотивация в достижении целей;
— формируются социальные аспекты поведения.
Желание обладать «статусными» вещами в этом возрасте естественно.
Родителям важно:
— понять мотивацию;
— степень необходимости «статусной» вещи с точки зрения социальной адаптации в группе сверстников (каприз или общая база интересов).
Как вести себя родителям:
— проанализировать возникшую ситуацию вместе с чадом;
— объяснить финансовый аспект и влияние такой покупки на экономическое состояние семьи;
— разобраться в целесообразности желаемой покупки и предложить альтернативу;
— оговорить условия возможной покупки (летняя подработка, отказ от другого дорогого приобретения, накопление необходимой суммы и пр.);
— направить интересы ребенка в нужное русло, по возможности обеспечив его новой группой общения (занятие в кружке, секции).
Тема, порождаемая фразой: «А у друзей что-то лучше, хочу такое же», — очень многогранна и отнюдь не шаблонна. Каждый случай требует индивидуального «рецепта» преодоления.
Через этот нелегкий этап социализации проходят все. Важно объяснить ребенку, что нельзя объять необъятное и купить все. Вещи не делают нас лучше, поэтому ценны личностные качества и жизненные достижения. Главное – подарить ребенку любовь и сохранить с ним доверительные отношения на всю жизнь.
Хотите поделиться с друзьями информацией статьи в соц.сетях? Публикуйте ссылку на своей страничке с помощью кнопок
Почему бы тебе не узнавать обо всем первым? Подпишись на обновления блога прямо сейчас!
никогда мой ребенок не устраивал истерики по поводу «ХОЧУ».. я всегда могла объяснить что да как..
У меня пару раз было, но не критично, понимание прошло после беседы.
А у нас еще все впереди — мы маленькие, хотя капризы уже случаются)))))
Да уж, для некоторых детей покупка гаджетов превращается в некую «гонку вооружений». Особенно это актуально в старшем возрасте. Что уж говорить, если взрослые часто сами не лишены этого порока.