Как научить ребенка делиться
Дети – маленькие собственники. Особенно это касается малышей до 3-4 лет. Первые признаки якобы жадности возникают, например, во время совместных (или параллельных до 2 лет) игр в дворовой песочнице. Ребенок не только пристально охраняет свою игрушку, но может захватить и понравившуюся чужую.
Как научить ребенка делиться, тем самым избежав обидных слезопролитий и драк?
Насильно щедр не будешь…
Перед тем, как начинать формирование у малыша определенного качества, убедитесь, что он готов к этому. То есть, следует учитывать особенности развития детской психики на данном возрастном этапе.
Например, малыши до 3 лет психологически еще не готовы поделиться. И ваша фраза «Отдай девочке мячик» прозвучит для ребенка странно и неубедительно. В этом возрасте, когда малыш уже осознает себя отдельно от мамы, одними из главных слов становятся «Я — сам», «Мое». К тому же развивается сильная привязанность к какой-либо вещи или игрушке (знаю одну семью, в которой двухгодовалый карапуз потерял любимого медвежонка, а папе пришлось полдня потратить, разыскивая подобную игрушку в магазинах города, так как слезы и истерики не прекращались).
Нельзя насильно отбирать у крохи его игрушку и отдавать другим детям. Такими действиями щедрость и доброту не привьешь. Это же, в конце концов, его имущество. Поэтому малыш должен сам решать, как им распорядиться. Все, что от вас требуется, – это постепенно и непринужденно внушать мысль о том, как хорошо играть вместе и делиться. А желание отдать свою игрушку во временное пользование другому малышу должно поощряться словами одобрения со стороны родителей.
Конфликты – неотъемлемый атрибут совместных детских игр. Часто они возникают на пустом месте. Например, из-за неразделенной и жизненно необходимой сразу всем детям игрушки.
Если малыши не могут самостоятельно найти компромисс, пора вмешаться взрослому. Лучший способ – предложить детям бросать тот же мячик по кругу, по очереди катать машинку или сыграть в эстафету с игрушкой. Как вариант — игра «по времени»: каждый играет по 5-10 минут, при этом нужно при детях засекать время, например, ставить будильник на мобильном телефоне.
Следует приучать малыша не просто отдавать другому ребенку какую-либо вещь, а обмениваться. При этом обе стороны останутся довольными. Желательно, чтобы инициатива обмена или другого вида контакта с окружающими исходила не от вас, а от ребенка. Это огромный шаг на пути к самостоятельности.
Если же ребенок не изъявляет желания поделиться, не стоит заставлять его путем унижения («жадина-говядина…», «как тебе не стыдно…» и т.п.). Ведь существуют другие весьма безобидные и эффективные способы.
Образец и похвала – лучшие друзья воспитания
Может, многие и не задумываются, но мы тренируем у ребенка умение делиться с пеленок. Например, говоря: «Дай маме игрушку», «Угости бабушку конфеткой», «Давай оставим этот кусочек тортика для папы».
Именно такие эмоционально привлекательные просьбы, да еще несущие положительную характеристику крохи («Покажи всем, что ты уже взрослый и умеешь делиться»), дают желаемые результаты. Благодаря похвале родителей и определенным образцам поведения со стороны взрослых ваш ребеночек вырастет воспитанным и щедрым.
Хотите поделиться с друзьями информацией статьи в соц.сетях? Публикуйте ссылку на своей страничке с помощью кнопок
Почему бы тебе не узнавать обо всем первым? Подпишись на обновления блога прямо сейчас!
Не согласна что до трех лет ребенок не готов делится. Мой младший двухлетний сын скорее поделиться игрушкой чем старший четырехлетний. Нужно постоянно с раннего детства готовить детей не быть жадными. И еще фактор жадности зависит от того сколько детей в семье. Как правило если ребенок один в семье, то он не скоро поделиться с другими.
Да, нелегко научить ребенка делиться, тут только терпением и поощрением можно чего-то добиться. У моей дочки во дворе был друг Саня, который делился своими игрушками только с моей девочкой, так всем и говорил: это наши с Аленой игрушки. Дочке готов был отдать все, что угодно, но другим не давал ни свои, ни Аленкины. Пришлось нам с его мамой объединиться и учить его для начала меняться с другими детьми, а уж потом просто делиться.
У моих детей-двойняшек, не было такой проблемы. Я заметила, что такая проблема есть у старших в семье детей, или у единственных, у кого нет ни братика, ни сестренки. Поэтому, я советую как можно часто организовывать для таких детей встречи с ровестниками, научить их играть вместе , делиться игрушками и радоваться.
А у нас в семье на младшую, ей 3 года, бывают нападают приступы «домовитости» Что ни возьмет брат старший, на все она кричит — моёёё!!! Хоть и воспитывали одинаково, хоть и не одна в семье… Просто еще и от ребенка зависит..
У нас тоже эта проблема актуальна — моя дочь очень уважает все свое и делится с трудом.
Советы в статье даны очень хорошие. Еще парочку могу предложить из опыта нашей семьи:
1. Кукольный театр — я периодически делаю для дочки маленькие инсценировки с мягкими игрушками на тему «как хорошо делиться». Она смотрит с удовольствием и (я надеюсь ) усваивает
2. Я объяснила, что когда ты делишься игрушкой — ты делаешь этому ребенку добро. И добра на свете таким образом становится больше. (нам было примерно два и девять когда мы начали «практиковать добро»). Дочку эта идея очень заинтересовала . Не всегда конечно, но периодически она прибегала ко мне во время прогулки и со счастливыми глазами объясняла «я сделала мальчику добро! я дала ему лопатку!».
3. «Игрушки для друзей» — когда мы идем на улицу мы берем специальные игрушки для друзей — например вторую лопатку или лишнюю формочку. Конечно на улице она не всегда соглашается ими делиться, но часто срабатывает — делится.
Ну и конечно умение делиться это вопрос времени Со временем все будет при должном воспитании