«Сорока-ворона» или всё о пальчиковых играх

Loading...

Еще со времён наших бабушек родители играли со своими детьми в пальчиковые игры. Стишки-потешки передавались из уст в уста от бабушек к мамам, от мам к детям, при этом не было никакой особой классификации по возрастам и уровням развития ребенка. Всё это воспринималось как обычная игра с любимым чадом.

Пальчиковые игры представляют собой различные движения пальцами и ладошками ребенка в такт стихотворению или песенке. В младшем возрасте родители совершают всевозможные движения руками ребенка: поглаживания и пощипывания ладошек, сгибание и разгибание пальчиков и вращательные движения кистей. В более старшем возрасте ребенок самостоятельно показывает различные движения пальчиками и руками в целом.

Так чем важны пальчиковые игры?

Со временем врачи нашли научное подтверждение, что пальчиковые игры (упражнения на развитие мелкой моторики) непосредственно связаны с развитием речи ребенка, навыками рисования и письма, а также развитием памяти. Через нервные окончания на ладошках ребенка поступают сигналы в головной мозг, и существует связь между владением ребенка своими пальцами и развитием его устной речи. Потешки часто распевали, а это дополнительно развивало музыкальный слух ребенка.

Пальчиковая гимнастика стимулирует воображение, эмоциональную реакцию, пространственное мышление, особенно она важна для детей с задержкой речевого развития.

С какого возраста можно играть в пальчиковые игры?

Начинать заниматься с ребенком пальчиковыми играми можно сразу же после рождения. Удобно ввести в распорядок дня своеобразный ритуал после ежедневного купания во время бодрствования малыша. Во время того, как ребенок лежит на пеленках и принимает воздушные ванны, следует привести свои руки в теплое состояние и приступать к игре.

С двухнедельного возраста можно подключить поглаживание ребенка, легкие пощипывания ладошек и стоп малыша. Следует постоянно разговаривать с ребенком при этом, называть его ласковыми словами, рассказывать простые песенки и потешки.

 Ближе к 3 месяцу дети рассматривают свои руки и ноги с интересом, это поможет родителям в проведении затейливых игр. Поочередно можно сгибать-разгибать пальчики, вращать ими, сжимать кулачки ребенка и полностью раскрывать ладошку.

Еще будет интересно имитировать ходьбу какого-нибудь животного по ладони ребенка двумя своими пальцами. Можно постукивать кулачком по пяточкам и щекотать ладошки и стопы ребенка. Со временем ребенок привыкнет и будет с нетерпением ждать полюбившиеся игры с мамой.

Эти самые первые пальчиковые игры для малышей в народе назывались пестовальной гимнастикой, они всегда сопровождались мелодичными стишками – «Водичка-водичка, умой мое личико», «Идет коза рогатая», «Этот пальчик – мамочка…», «Сорока-ворона».

С шестимесячного возраста ребенка можно подключать более динамичные движения фалангами пальцев, кистями рук.

Примерно до полуторогодовалого возраста пальчиковые игры проводятся в пассивном режиме, ребенок больше слушает и позволяет проводить упражнения с ним. Обязательно при этом вслух называть части тела ребенка, считать пальчики на каждой руке и ноге. Можно прятать лицо ребенка его ладонями и играть в «ку-ку».

Начиная с 1,5 лет, следует вовлекать ребенка в повторение стихов, поощрять его в попытках самостоятельного движения руками во время игры. Лучше всего будет предложить ребенку игру и начинать произносить первые строки, совершая движения своими руками. При этом нужно следить за ребенком, проверять успевает ли он за вами, и подсказывать-поправлять в случае заминки. После полного усвоения игры нужно вводить поочередно новые, лучше по две игры, до усвоения ребенком их.

В трехлетнем возрасте ребенок, как правило, уже самостоятельно рассказывает стишок и показывает нужные движения руками. С постепенным взрослением ребенка стихи становятся длиннее и сложнее, следует уделить внимание правильному произношению труднопроизносимых букв и слов ребенком.

В таком возрасте детям интересны сюжетные игры, поэтому хорошим развлечением будет пальчиковый театр. Пальчиковый театр представляет собой сшитые фигурки людей или животных, иногда и растений, которые одеваются отдельно на пальцы. Героев известных сказок можно сшить самостоятельно, или купить в интернет-магазине детских товаров. Поначалу фигурки лучше одевать родителям и показывать театрализованное действо. Позже можно предложить ребенку самому разыграть спектакль или поделить фигурки между мамой и ребенком.

Для дошкольного возраста удачным выбором пальчикового театра станет фольклорная тематика, с более традиционными народными сказками.

Пальчиковые игры: подсказки родителям

 Родители, вовлекая ребенка в игру, должны говорить выразительно, эмоционально, дружелюбным тоном.

Интересным и увлекательным будет для ребенка периодическая смена тембра голоса взрослого. Говорить можно тихим и громким голосом, чередуя динамические движения и кратковременную остановку игры.

Во время пальчиковых игр следует называть четко название животных, частей тела ребенка, цифры при счете.

Родителям не нужно забывать хвалить своего малыша во время совместных игр, даже если поначалу его действия невпопад и реакция не совсем та, которую родители ожидали увидеть.

На первых порах удобно распечатать текст потешки и приклеить возле пеленального столика ребенка. Тогда мама сможет подсматривать в шпаргалку, пока не выучит текст наизусть.

При проведении пальчиковых игр следует дождаться хорошего настроения ребенка. Не следует настаивать на гимнастике пальчиков, если ребенок капризен или вялый.

Разрабатывать фаланги пальчиков следует одинаково хорошо на обеих руках, разные руки связаны с разными полушариями головного мозга и имеют одинаково важное значение.

Приятных и полезных игр вашему ребенку!

(Посетители 1 108 за все время, 1 просмотры сегодня)

Top