правильный захват карандаша или ручки не всегда вырабатывается сам.Мало дать свободу творчества,нужен ещё чёткий контроль.
Что такого особенного в этой моторике? Почему она – мелкая? Если мелкая, так, может, неважная? Нет, не так. Мелкая – значит, управляет движениями мелких мышц, делает возможными манипуляции с авторучкой, швейной иглой, пинцетом, ножницами. Словом, мелкая моторика – это высококоординированная деятельность, которой наш мозг управляет особо точно.
Обучиться таким тонким движениям совсем нелегко, об этом знает любой взрослый, который с нуля начинал заниматься плетением вологодского кружева или пайкой микросхем. Что уж говорить о малыше, который за первый свой годик должен был освоить целый пласт новых умений. Перевороты, ползанье, стояние и, наконец, ходьба.
Основа заложена, пора заняться кропотливыми действиями. Обучившись делать «ладушки» и перекладывать из руки в руку предметы, годовасы вовсю тренируют пинцетный захват, подбирая каждую крошку, упавшую с кухонного стола, разрывают в мельчайшие клочья любую попавшуюся на глаза бумажку.
Еще 365 дней малыш тренируется, чтобы его движения становились все более точными, чтобы полученный результат максимально был близок к желаемому –неустанно, иногда даже неусыпно. Родители, правда, считают, что он просто играется.
К двум годам исследователь уже поднаторел во многом.
Выбирая игрушку из ряда других – берет ту, на которую нацеливался; может построить из кубиков дом, подправить то, что не понравилось; кладет элемент сортера в соответствующую ему дырочку; кушает (с разной степенью аккуратности) ложечкой, некоторые родители даже доверяют маленькому гурману пользоваться взрослыми столовыми приборами – вилкой и ножом.
Многие детки лихо управляются с деревянными вкладышами, крупными деталями паззлов, конструкторами.
Помощь родителей на этом этапе, в основном, должна проявиться в том, чтобы предоставить своему сокровищу как можно большую свободу в изучении предметов различных форм, текстур и размеров.
Арсенал навыков естественно растет и сам по себе, но родители могут сделать и собственный вклад в развитие мелкой моторики у детей.
1. Гимнастика и игры для пальчиков – в сопровождении стишков и потешек
Это самая недорогая и одна из самых древних возможностей развивать своего ребенка . Простые движения пальцами, ладонями, сжимание-разжимание кулачков – отличные упражнения для развития мелкой моторики детей 2-3 лет.
Не знаете текстов? Придумайте сами! Малышу будет приятно и полезно в любом случае.
2. Игрушки из домашнего хозяйства
Детям будто медом помазано в отцовском ящике с инструментами, в маминой коробке с рукодельем, не говоря о кухне.
Стоит взять этот исследовательский пыл под контроль, а не ограничивать. Чайная ложечка и изюминки могут стать настоящим экскаватором, а крышка от кабачковой икры самосвалом – и помочь освоить точные движения кисти.
Прищепки – это просто кладезь возможностей! Их можно соединять в кольцо, делать из них гирлянду или бусы, можно собрать из прищепок даже собачку.
И подобных удивительных предметов в квартире огромное количество. Главное, помнить о технике безопасности.
3. Прокалывание дырочек и нанизывание
Это отдельная, очень интересная и многогранная игра. Ведь нанизывать можно почти все. Те же прищепки – на бельевую веревку, бусинки – на леску, ягоды рябины или шиповника, принесенные из леса, макарошки, изюм и курагу, взятые на кухне – на ниточку.
Взрослые могут предложить игру на любой вкус: подобрать цвет, подобрать размер, чередовать большие «рожки» и маленькие «звездочки», перемежать оранжевые пластиковые бусины синими деревянными. В процессе такой игры малыш не только учится согласовывать свои движения, развивая мелкую моторику, но и получает данные о форме, размере, сочетании вещей, возможностях небанального использования привычных предметов.
4. Рисование
Если вы пока не сделали ремонт в какой-нибудь комнате – используйте эту возможность по полной программе. Дайте ребенку предметы для рисования. Пусть он ощутить всю прелесть от «праздника непослушания»!
Одновременно малыш будет осваивать правильный захват карандаша, фломастера или мелка, а заодно удовлетворит страстное желание всех начинающих художников – рисовать на стенах.
Рисовать можно и в менее экстремальной манере: на асфальте мелками, на бумаге – чем угодно. Можно купить или сделать самим трафареты разных форм, обводить их или заляпывать пустое место краской.
5. Игра в «утюжок»
Своеобразный массаж ручек: вместе с деткой сначала смять бумажные листы, а затем разглаживать, будто утюжить. Для маленьких ладошек здесь много дела: сжимать, мять, гладить, распрямлять. А если еще устроить соревнование кто быстрее?! Ненавязчивое и веселое занятие по развитию мелкой моторики у детей 2-3 лет!
6. Лепка
Неважно, пластилин, глина или тесто – мягкие и пластичные, эти материалы легко поддаются надавливанию, легко формируются, но при этом требуется немалая ловкость, чтобы придать им нужную форму. Это друзья, с которыми малышу не будет скучно, но сначала придется постараться найти с ними общий язык.
7. Развивающие игрушки
Сегодняшним деткам можно позавидовать. Ассортимент всяких шнуровок, сортеров, штампиков, мозаик и конструкторов самого разного размера (важно: чем младше возраст – тем крупнее детали!)- огромен.
Кто-то предпочтет деревянные игрушки, кому-то по душе – пластмасса. По большому счету самое главное – качество и безопасность, а так все это – верные помощники неравнодушного и любящего родителя, который дает возможность своему ребенку развиваться максимально полно.
Мелкая моторика рук – важная часть подготовки малыша к школе, этой значимой части его жизни, где письмо и рисование имеют большое значение.
А также элемент речевого развития. И об этом важно помнить, поскольку, чем лучше человечек сможет рассказать о своих нуждах и требованиях окружающим, тем лучше будет понят и принят в ясельках, в саду, а потом – в начальных классах.
правильный захват карандаша или ручки не всегда вырабатывается сам.Мало дать свободу творчества,нужен ещё чёткий контроль.
Совершенно верно! Но иногда наш контроль переходит границы, как было раньше в СССР - нет леворуким, пишем только правой) Иногда ребенок берет ручку так, как ему удобно (хоть и совсем неправильно), и даже ни контроль, ни подсказки не могут его переубедить в обратном.
Я веду кружок"Развитие рук у детей" и всяких неправильных захватов насмотрелась...некоторые варианты захвата очень очень тормозят письмо и рисование и я думаю-года в три-четыре родители упустили момент.
Я вот никак не могу объяснить ребенку как правильно брать карадаш в руку, не получается у меня. Где бы этому научиться или может само придет?? Ребенку 3.3 года
Дети - неиссякаемый источник энергии и практически вечный двигатель. Но если в течение дня они… Читать больше
Поделки к праздникам в школах и садах - обычное дело. Да и дома часто дети… Читать больше
Приближаются зимние праздники, а с ними приходят и каникулы для детей. А это значит, будет… Читать больше
Очень здорово и приятно - делать подарки своими руками. И очень жаль, что в наше… Читать больше
Нужны ли девочкам украшения? Речь не идет о наиболее популярных - сережках, которые к определенному… Читать больше
Декрет для многих женщин дает не только новый опыт в сфере материнства, но и может… Читать больше
Leave a Comment