Детские страхи: классификация и предупреждение
Детский возраст у ребенка условно длится от рождения и до десяти лет. За этот период времени малыш переходит от младенческой до ранней подростковой стадии. Происходит становление и формирование физического и эмоционального развития. И в эту пору нередки детские страхи, что не может не тревожить и не пугать родителей.
Страх — внутренние негативно окрашенные состояния разной степени интенсивности — от тревожности до панических атак. Это чувство считается базовой реакцией психики человека. Активация страха происходит ввиду реальной или вымышленной опасности и запускает инстинкт самосохранения.
Предупреждение детских страхов
Очень важно понять, что боязнь чего-либо — это нормально. В негипертрофированном виде детский страх является свидетельством правильного психоэмоционального развития ребенка. Маленькому человеку нужно получить весь спектр эмоций, чтобы обрести и закрепить определенный жизненный опыт.
Каждому страху — свое время. Важно внимательно наблюдать за психологическим развитием ребенка. Чуткое отношение и своевременное упреждение детских страхов избавит от возможных обостренных психологических реакций.
Родители должны помнить, что они для ребенка как проводник в «большую жизнь». От внутрисемейного поведения, личностного отношения членов семьи и близкого окружения к ребенку, зависит не только формирование его мировоззренческих аспектов, характера, но и страхов.
Есть некоторые «поведенческие маячки», на которые стоит ориентироваться:
1. Создание доверительных отношений с чадом поможет избежать многих проблем, в том числе и психологического характера.
2. Коррекция отношений и конфликтных ситуаций, возникших у ребенка со сверстниками или окружающими, будет очень полезной для малыша. Иногда дети не знают, как реагировать на возникшую ситуацию. В результате — замкнутость, комплексы, ночные кошмары, навязчивые и тревожные состояния. Желательно завести традицию доверительных бесед. Пусть малыш расскажет о том, что вызвало в нем яркие эмоции как позитивного, так и негативного спектра. Для выработки правильного ситуативного поведения ребенка подойдет:
— сказкотерапия — сублимированная история с вымышленными персонажами, из которой крохе станет ясна правильная модель поведения;
— обыгрывание беспокоящей в жизни ситуации с помощью игрушек или сценок;
— рисование страхов с их последующим обсуждением.
3. Поддержание максимально благоприятного семейного климата — основа эмоционального здоровья подрастающей личности. Родителей в глазах ребенка детского возраста по степени авторитетности можно сравнить с божествами. Они обладают властью, опытом и силой. Ссоры, агрессия, насилие в семейном кругу могут сломить уязвимую детскую психику.
4. Не стоит навязывать ребенку ненужные страхи, например:
— «будешь себя плохо вести — тебя заберет Бабай \ милиционер \ работник детского дома»;
— «не бегай — упадешь и что-нибудь сломаешь»;
— «не будешь хорошим ребенком — тебя никто не полюбит».
Такие «безобидные пугалки», сказанные родителем в попытке призвать чадо к порядку, могут иметь очень плачевные психологические последствия.
5. Если возникли подозрения, что малыш чрезмерно страдает от навязчивых страхов, не нужно стесняться обратиться к детскому психологу.
Возрастная дифференциация детских страхов
Разные виды страхов имеют свои временные рамки и сопутствуют этапам развития ребенка. Их проявление, важное для адаптивного поведения крохи, по прошествии определенного периода, затухает. Это говорит о нормальном развитии малыша.
Страхи от 0 до 6 месяцев:
— физический дискомфорт (чувство голода, болезнь);
— внезапная потеря опоры (поддержки).
Страхи в 7-12 месяцев:
— перед незнакомой или неожиданной ситуацией, звуком, объектом, человеком;
— высота, скорость;
— отсутствие близких рядом;
— переодевание, резкая смена обстановки.
Страхи в 1-2 года:
— отсутствие родителей, особенно мамы;
— незнакомые люди, объекты, звуки;
— ситуации, связанные с засыпанием и пробуждением;
— боязнь травмироваться.
Страхи в 3-6 лет
— боязнь потери близкого существа (дети начинают понимать, что такое прекращение физического существования);
— опасение быть «плохим», «нелюбимым» и так далее;
— боязнь опасности, связанной с людьми или ситуациями (уколы, визит к стоматологу, пожары, наводнения);
— страх негативных мифических персонажей (Баба Яги, дракона).
Страхи с 6 до 10 лет
Взрослеющий и развивающийся ребенок обладает живым воображением, потому боязнь чего-либо может трансформироваться во что угодно.
Условно говоря, страхи в этом возрасте можно поделить на три категории.
Социальные страхи
В возрасте с 6 до 10 лет и выше, ребенок — маленький член общественной жизни. Интеграция в человеческую среду, изучение поведенческих реакций, влияние и важность мнения окружающих, социальная среда (круг родственников, детский сад, школа, друзья во дворе) формируют детские страхи. Например:
— опасение быть осмеянным, показаться «плохим», глупым и т.д.;
— боязнь определенных категорий людей (доктора, учителя, соседа);
— фобии перед социальными явлениями и проявлениями человеческой жизнедеятельности (страх толпы, сцены, плохих оценок).
Физические страхи:
— телесный дискомфорт (физические наказания, боль);
— страх потенциально травмоопасных ситуаций.
Боязнь предметов и существ (реальных и вымышленных)
Это может быть что угодно — от подземных переходов и соседского пса до приведений и монстров. Богатая фантазия в этом возрасте не знает границ, важно направить ее в правильное русло.
Лучшая профилактика детских страхов и лекарство от них — разумная родительская любовь и безграничная чуткость. Именно они — ключ к нормальному психологическому здоровью ребенка.
В статье использованы работы Joshua Hoffine
Хотите поделиться с друзьями информацией статьи в соц.сетях? Публикуйте ссылку на своей страничке с помощью кнопок
Почему бы тебе не узнавать обо всем первым? Подпишись на обновления блога прямо сейчас!
Очень актуальная тема. Полезно знать насколько те или иные страхи характерны для определенного возраста. А то иногда самой страшно — нормально ли, что ребенок боится громкого звука или нового человека))))