Вы здесь: Главная > Босоногое счастье > Развитие речи детей до 2 лет

Развитие речи детей до 2 лет

Большинство  мам под влиянием окружающих начинают торопить время и волноваться из-за того, что ребенок что-то не делает в определенном возрасте. «У соседки сынок самостоятельно сел в 5 месяцев, а мой еще и не думает. Бабушка говорит, что в этом возрасте я уже давно сама ела ложкой, а дочка только умеет разбрасывать обед по кухне… Что-то не так, надо срочно заниматься (вести к врачу, учить, плакать, страдать)» — такие мысли рано или поздно приходят к каждой сознательной (или нет?) мамочке.

Главное, успокойтесь! И сидеть малыш будет (если нет серьезных заболеваний), и на горшок ходить сам, и кашу уплетать за обе щеки без посторонней помощи. Терпения и времени немного!

Также обстоит дело и с речью. Не успел ребенок пролепетать свои первые слова, как мамы хотят от него ораторских способностей – чтобы со стихами да сложноподчиненными предложениями (помните, учили как-то в школе).

Хочу представить вам информацию о том, как происходит развитие речи у деток до 2 лет. Сразу оговорюсь, нет каких-то четких временных интервалов. Кто-то будет прекрасно говорить и в полтора года, а кто-то блеснет словесностью в 4 года. Поверьте, вы еще успеете насладиться многократными «почему» и «как». Каждому ребенку – свое.

Развитие речи у детей определяется многими факторами:

1. Биологическими.

Это и обстоятельства появления ребенка на свет (естественные роды или медикаментозные), состояние здоровья мамы в период беременности, разное время созревания отделов мозга у разных детей, половые особенности, различия в функционировании полушарий мозга (дети-левши и правши).

2. Социальными.

Важную роль играет окружение ребенка и речь взрослых. Недостаток общения и внимания со стороны матери может привести к задержке речи или ее скудному составу.

1. Дословесный период развития речи.

Это время, когда малыш только познает мир, знакомится со своим телом и пытается наладить контакт с окружающими людьми посредством первых звуков и жестов.

Первые осознанные звуки с участием языка и губ малыш начинает произносить в 2-3-ехмесячном возрасте. Гуление – это первый малышовый опыт общения. Ребенку интересно и порой смешно от извлекаемых звуков. А получая в ответ на свои призывы позитивный настрой мамы, малыш с каждым днем усовершенствует свои монологи.

Следующий этап – лепетание. Малыш произносит разные слоги – па, ба, ма, да, до. Замечено, что вначале малыш осваивает губные согласные б, м, п, постепенно переходя к т, д. Позже дети могут произносить знакомые звукосочетания с разной интонацией, а потом повторяя слоги – бабаба, дадядя. Именно в этот период (6-8 месяцев) нетерпеливые родители в речи ребенка распознают долгожданные «мама» и  «папа».

В этот период очень важно правильно выбрать игрушки для ребенка, чтобы, как развивающие игрушки плейгро, они не только заинтересовали малыша, но и дали ему возможность понять их качества. Такие игрушки развивают тактильные ощущения, моторику пальцев, слух, что в свою очередь ведет к созреванию зон мозга, отвечающих за развитие речи.

Дети около года, кроме некоторых понятных нам слов, имеют свой своеобразный язык, который является продолжением младенческого лепета.

Большое значение в этот период является общение мамы со своим ребенком. Ученые условно выделили 2 стиля общения.

1. Императивный. Мамы в обращении к ребенку предпочитают слова и выражения побудительного характера – некие руководства к действию (сделай, возьми, отнеси).

2. Декларативный. В речи мамы преобладают вопросительные и повествовательные предложения.

Для гармоничного развития ребенка предпочтительнее декларативный способ общения, который будет активизировать малыша и побуждать его к действиям. Часто задаваемые мамой вопросы не требуют особых ответов, их может дать и сама мама. «Это что за игрушка? Мышка? Да, это мышка».

2. Период первых слов.

К году ребенок может говорить 2-6 слов – это его активный словарь, а понимать около 40-50 (пассивный словарь). Мамам следует помнить, что говорение в этом возрасте вовсе необязательно, гораздо главнее то, чтобы малыш понимал, что ему говорят. Развитие говорения происходит медленно и скачкообразно (сначала 4-5 новых слов в месяц, потом 8-10 в неделю, а спустя несколько месяцев ребенок усваивает до 5-8 новых слов в день).  Расстояние между активным и пассивным словарем сокращается. Кроме «взрослых» , в нашем понимании слов, в словаре ребенка присутствуют легкие слова «языка нянь» — звукоподражания «ко-ко», «ав-ав», «му», «би-би». До определенного возраста родители могут без опаски употреблять слова «языка нянь», постепенно вводя в обиход их «взрослое» значение – «мышка» —  «пи-пи», «машина» —   «брррр». А к 2 годам стараться полностью перейти на «взрослые» слова. Не следует с ребенком при разговоре «сюсюкать», намеренно коверкая слова, но и не стоит в раннем возрасте полностью переходить на «взрослый» язык, избегая слов «языка нянь».  Не следует усердствовать  с ласкательными формами – «ручка», «книжечка», необходимо их чередовать с полными формами этих слов.

В словаре у 1,5-годовалого ребенка есть слова, которые могут обозначать разные предметы, например, «яя» — это и ляля, и яйцо.

3.Период однословных высказываний.

Дети, используя ограниченный набор слов в совокупности с жестами, звуками, интонацией, учатся выражать свои намерения. Каждое из этих слов-фраз соответствует развернутому высказыванию взрослых. «Мама» в разной ситуации может звучать, как обращение, призыв взять на руки, обратить внимание.

4. Период двухсловных высказываний.

Этот период наблюдается в среднем в  1,5-2,5 года. Некоторые специалисты склонны утверждать, что это  возможно после того, как в активном словаре малыша будет около 50 слов.

С помощью этих несложных конструкций дети описывают ограниченный круг ситуаций.

1.Просьба дать или сделать что-то.

«Дай ам-ам», «дай ба-бай».

2. Месторасположение предмета или лица.

«Кися там», «Папа там».

3. Отрицание чего-то.

«Баба не-не».

4.Указание на принадлежность предмета кому-то.

«Мама нос» (мамин нос), «майки папа» (папина майка).

5. Качество предмета.

«Дом боо» (дом большой).

6.Описание настоящей ситуации.

«Ляля бо-бо» (кукла болеет), «папа ням-ням» (папа кушает).

В дальнейшем предложения усложняются, появляются глагольные формы, прилагательные, союзы и предлоги.

Развитие речи продолжается.

Хотите поделиться с друзьями информацией статьи в соц.сетях? Публикуйте ссылку на своей страничке с помощью кнопок

Почему бы тебе не узнавать обо всем первым? Подпишись на обновления блога прямо сейчас!

Введи свой электронный адрес:

Тэги: , , , , , , , ,

9 комментариев к “Развитие речи детей до 2 лет”

  1. Nusat:

    Спасибо за столь подробную и интересную статью! Сейчас с ребенком больше общаюсь императивным способом, надо переходить на декларативный…
    Вот вопрос — а детки примерно одного возраста разговаривая на своём «тарабарском» языке понимают друг друга??? Мне кажется, что прекрасно понимают)))

    • Я тоже об этом задумывалась. Возможно, в рамках одного языка. Ведь многие восклицания и слова «языка нянь» похожи у разных детей.

  2. olgitza:

    Хорошая статья,очень познавательно, Понравилось про обозначение разных предметов одним словом)))У нас «ка-ка» это и ворона(кар-кар), и трактор,и найденная соринка и сделанное дело в памперс))

    • Зато ребенку очень удобно, а родители пусть развивают воображение и мышление, додумываясь до истинного смысла слова)

  3. tatochka:

    Таня, спасибо за статью. Прочитав ее я поняла, как мы общаемся с ребенком, а общаемся мы Императивным и Декларативным методом, и получаем от этого удовольствие. Оказывается «бррр», «ам-ам», и т.д. — это «язык нянь».
    Очень полезная статья. Спасибо.

  4. Машенька:

    Очень полезная статья))))) Танюшка, спасибо!!!! У меня Санчес называет «эка» и ёлку и яйцо))))) А вот слво «ка-ка» в разных случаях звучит по разному)))) А ещё в лексиконе сына с каждым днём появляются всё новые и новые слова… Жалко, только, что они не всегда понятные…

    • Я записываю в блокнот детские слова с обозначением. Потом очень интересно перечитать. У Артема в 1 год и 8 мес были слова — ё-ё — елочка, муни — мультики, я-я — ягоды из компота, дюк-дюк — индюк.

  5. Эх, когда ж мы заговорим:)

    • У нас сейчас пассивный словарь довольно большой, а вот активный не очень. Мама, папа, Няня(Аня), тетя, дядя, деда, баба, кака(это и кака, и кашка), капка(шапка), кука(куртка) и разные ко-ко, бррр, гав, мяу, пи-пи…

Комментарий




Top
Яндекс.Метрика