Все мы родом из детства, и наше поведение за столом – отражение привычек родителей.
Ничто так не формирует человека, как ежедневные, регулярные действия. А что может быть более регулярным, чем прием пищи? Резонным становится и вопрос: как научить ребенка культуре поведения за столом? С какого возраста начинать и какие привычки прививать? Что ребенку в жизни пригодится, а что будет второстепенным и даже ненужным?
По усам текло – надо, чтобы и в рот попало
Совсем маленькому ребенку невозможно, конечно, объяснить, что нож надо держать в правой руке, а вилку в левой. Какие там ножи и вилки, когда самым актуальным является вопрос, как ложку вообще удержать в руке! А донести до рта с каким-либо наличием пищи – поначалу вообще на уровне подвига.
Так что родителям, пока есть время, стоит призадуматься и отшлифовать собственные манеры – они даже не представляют, насколько маленькие дети восприимчивы к атмосфере, которая царит в доме. И если мама или папа будут ругать малыша за нечистоплотность при приеме пищи, следует напомнить правило воспитания: ребенок поступает не так, как ему говорят, а так, как сами взрослые делают. Поэтому с первых совместных трапез: салфетки на столе, красивая посуда, никаких кульков с недорезанным хлебом (а вдруг еще надо будет!) и, главное – спокойная, доброжелательная атмосфера.
Обеденный стол
В нежном возрасте самостоятельная еда у малыша – это не только белки, жиры и углеводы, но и элемент воспитания.
Когда малыш сам пытается есть – он достоин похвалы и поощрения. А рот и слюнявчик потом помоются. Зато в будущем родители не будут ломать голову, отчего их чадо такое несамостоятельное и боится проявлять инициативу. Не факт, что это пойдет из-за кормления, но… кто его знает, откуда они приходят, эти комплексы, и почему с таким трудом уходят.
Когда начинать обучение культуры поведения за столом?
Лучше всего – с рождения, личным примером. Ну а конкретным правилам учить тогда, когда дитя уверенно пользуется ложкой. Обычно после года у детей это получается.
Важное правило: не разговаривать с набитым ртом. Тут нелишним будет обосновать, почему: можно подавиться – и это, к сожалению, бывает чаще, чем хотелось бы, и из уважения к сотрапезникам. Для маленьких детей объяснение проще – чтобы еда не выпадала изо рта и не летела в соседа.
Если ребенок такой умный и начинает задавать вопросы – почему я должен делать именно так, следует объяснить, что все эти правила придуманы не для того, чтобы усложнить ему жизнь, а исходя из многолетних наблюдений.
Как пища лучше усваивается – в спокойной обстановке;
почему локти нельзя класть на стол – соседям мешает;
зачем нужны салфетки – вытереть рот (а, бывает, и нос);
говорить «спасибо» – за то, что тебя накормили: вырастешь, поймешь, как это непросто…
Чему учить?
Собственно, не нужно делать разницы в поведении «ребенок в гостях» и «ребенок дома». Если дитя не привыкло дома есть аккуратно и правильно, в гостях у него стать джентльменом или леди точно не получится. Впрочем, как и у взрослого. Поэтому, всегда и везде за столом: вилка в левой руке, нож – в правой. Если нужно использовать ложку – то правой (хотя левши этого не оценят, как бы благовоспитанны они не были).
Не хлебать, есть беззвучно, по дну тарелки не стучать, тарелку с супом не наклонять, выбирая все, до последней капли: мы гордые, не очень-то и хотелось! Остальную еду тоже не до последней крошки выбирать, особенно (б-р-р-р) собирая хлебушком.
Из общей салатницы брать еду специальной, воткнутой туда ложкой. Торты и пирожные едим специальными вилочками, есть чайными ложками – это повсеместное заблуждение, которое можно извинить только тем… ну, 70 лет советской власти – где те дворяне, а где мы. Но стремиться-то надо!
Дальше: из общего блюда брать понемногу. Не из принципа: не очень-то и хотелось, а из-за того, что вдруг не понравится.
То, что дыню едят со специальным фруктовым ножом и вилкой – это уже для эстетов. Не всем пригодится.
Единственное различие в поведении в гостях и дома состоит в том, что дома не обязательно ждать, когда все члены семьи закончат трапезу: не будем превращать обеды-ужины в каторгу. Поел, сказал «спасибо» – и пошел по своим делам, главное, чтобы дожевал за столом, а не в коридоре.
Рот приучать полоскать после каждого приема пищи – обязательно. Если это станет одной из очень полезных привычек, не придется часто посещать стоматолога.
А вот в гостях не следует вскакивать, когда не доест самый неторопливый гость – причем торопить его ни в коем случае не следует.
Если какое-то блюдо не хочется, дитя вежливо говорит: «Спасибо, я не хочу». Если, наоборот, не хватило, вежливо просит: «Можно еще?».
За столом, впрочем, как и везде, важно не что сказать, а как сказать. Поэтому слова «спасибо», «можно ли», «пожалуйста» должны быть привычными в лексиконе ребенка.
Желательна перемена приборов в переходе от салатов к «горячему». Не стоит устраивать солянку-рататуй из различных блюд в отдельно взятой тарелке.
Десерт (то бишь, торты-пирожные) подают только тогда, когда унесен последний кусок мясного и последняя тарелка салата. И встают дети организованно и более-менее вместе. А кто сказал, что светская жизнь – легкая штука!?
В некоторых семьях практикуют отдельно стол для взрослых, отдельно детский. Ничем иным, кроме желания отдохнуть от своих детей, это объяснить нельзя. А где же семейственность, где естественный контроль родителей за поведением детей за столом? Где общие разговоры, в которых учат, что взрослых перебивать нельзя? Или дети уже настолько самостоятельны? Увы, надо смириться с пониманием того, что в родительстве отпускных нет!
Сервировка: что и куда
Следуя все усиливающемуся гендерному принципу, к сервировке стола можно привлекать и девочек, и мальчиков. Воспитанному человеку любого пола это умение будет нелишним. Тут, конечно, праздничная и ежедневная сервировки будут отличаться.
Ежедневно это будет не только сервировкой, но и помощью маме, к которой надо приучать как можно раньше. Конечно, будет жалко разбитые тарелки и чашки, недонесенные до стола – но за все надо платить! Зато потом не придется упрашивать помочь: когда это станет привычкой, тут не будет разговоров.
Праздничная сервировка имеет свои правила, которые следует запомнить. Итак: стол накрыт скатертью. Льняной – предпочтительнее, но уж точно никаких клеенок.
Дитя расставляет (под чутким руководством) тарелки: отступив от края столешницы – плоские большие и на них глубокие, если предполагается суп. В глубокие тарелки кладет салфетки – сам справится. Далее, справа ножи, лезвиями к тарелке. Слева вилки, зубьями вверх, над тарелкой ложки, ручки повернуты вправо. Заодно учим право-лево, вверх – вниз.
Если столовых предметов несколько, кладутся по возрастающей – выучиваем в процессе размер предметов. Чуть наискосок, слева – бокалы или стаканы.
Несколько лет терпения, замечаний, разбитых тарелок и взаимных стараний – и дитя готово к жизни в высшем обществе.