«Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел…» Точнее, не ушел, а убежал, вернее, убежала… От мамы. А еще точнее – бежит еще… Бежит, иногда оглядываясь и похохатывая от вида мчащейся вдогонку мамы… Бежит, перебирая маленькими ножками, со скоростью, которой позавидовал бы любой спринтер… Бежит, подпрыгивая неловко на ухабах и не видя приближающейся дороги… Кому не знакома эта ситуация, когда ребенок убегает от мамы, папы или глотающей валидол бабушки?
Последние недели и я бегаю за дочкой. Везде – на детской площадке, вернее, уже за ее пределами. В парке. И, самое ужасное, на улице. Доля секунды, и ребенок, до этого мерно шагающий рядом или с упорством закапывающий чужую лопатку, уже мчится, как пушинка от ветра, не замечая ничего на своем пути.
И каждый раз, поймав после очередного забега это хохочущее чудо, я думаю, что делать. И кризис первого года, вроде бы, уже позади, когда «полевое поведение» (есть такой умно-психологический термин), является нормой для данного периода развития. И до кризиса второго еще есть время. Но она бежит… И сын бегал. А когда-то умудрился исчезнуть на рынке, когда я, отпустив его руку буквально на минуту, потянулась за яблоком, которое он же и требовал. Я тогда думала, что поседею сразу же, бегая вдоль рядов и самой себе напоминая бедную маму-обезьяну из старого детского мультика.
Так что же можно сделать, если ребенок убегает от мамы? Оставим все нравоучения, типа, неправильного воспитания и подхода, неуравновешенности и неразумной самостоятельности наших детей, сравнения с другими небегающими и мирно стоящими часами возле болтающих мам. Наши бегают, пляшем от этого факта.
Выбираем место для прогулок, хорошо огражденное и не сулящее в случае побега неприятных вещей в виде выезжающей машины, и гуляем там, пока период бега не проходит сам по себе. Сложности – попробуй найти в урбанистическом пространстве такой спокойный уголок.
Еще, как вариант – седлаем коляски прогулочные, и катаем ребенка по улицам и переулкам, вынимая изредка в спокойном месте. Сложности – а как быть, если ребенок уже достаточно взрослый и требует только передвижения на “своих двоих”?
2. Способ второй. Говорительный.
И днем, и ночью объясняем ребенку, как плохо убегать от мамы, чем это грозит и почему это совершенно не смешно. При этом на прогулках находимся постоянно рядом с ребенком и, не закрывая рот ни на минуту, рассказываем восторженным голосом, все, что знаем или быстро придумаем, о мире вокруг нас. Это, чтобы не было времени ребенку заскучать и пуститься в бега. Сложности – после многочасового (или многодневного?) бухтения сбежать захотите вы сами. Или же ребенок не выдержит вашего порыва и решит скрыться от надоедливой мамаши, чтобы в тишине поесть камней или дернуть за хвост пробегающую собаку.
3. Способ третий. Иностранный.
Впервые, узнав об этом приспособлении, я была возмущена и тронута до глубины своей «детямпредоставляющейсвободувыбора» души. Это приспособление – детский поводок. Нет, не вожжи, которые нужны для поддержки неуверенно топающего малыша, а именно детский поводок. Именно там, в «ненаших» странах им пользуются мамочки довольно часто. Особенно мамы погодков. Или близнецов. Чему сейчас я не удивляюсь. Тут за одной бежишь, а если их двое? и в разные стороны? Поэтому, если вы – натура морально устойчивая к косым взглядам окружающих и терпящая некоторое время визги протеста от своих, посаженных на поводок, детищ, то смело покупайте сей девайс. Он может иметь вид обычного поводка, застегивающегося под мышками деток, так и прикрепленного к детскому рюкзачку. Сложности – готовы ли вы сами к такому?
4. Способ четвертый. Вахтовой.
Будьте всегда на страже, на вахте. Любые отклонения от выбранного вами маршрута со стороны ребенка воспринимайте, как угрозу сбежать от вас, поэтому быстро их пресекайте. Как? Смотря, какая степень вашего терпения и педагогического такта. Сложности – умный ребенок найдет все-таки время и возможность для пробежки.
Громко и четко объясните ребенку, что ждет его за бег от мамы. Если он все же убежал, то во время «догонялок» не теряйте время зря – кричите, грозите кулаком или вовремя подобранным прутиком. Сложности – помните, известный анекдот – «почему ваша собака писается и какается?..»
6. Способ шестой. «Последовательный».
Довольно интересный и заслуживающий отдельной статьи способ. Теория Ледлофф – Рожаны о «следовании за мамой», когда ребенок постепенно и целенаправленно приучается передвигаться, держа маму за руку, к намеченной цели. Попытка остановиться и посмотреть на пролетающую бабочку, пресекается. Передвижение без отвлечения сменяется через 10-20 минут «привалом», где ребенку разрешается познавать мир, трогать листочки и прыгать невдалеке от мамы. Для этой методики характерно утверждение: мама-ведущая, а ребенок – ведомый, что часто у нас взаимозаменяется. Сложности – как по мне, больше похоже на дрессуру. Когда на слово «раз» пудели бегут по кругу, на слово «два» – получают сладкий сахарок. Вместо пуделей – наши дети. Хотя не лишено рациональности.