Основные методы обучения чтению

Loading...

Сегодня в помощь родителям и учителям разработано много различных  методов обучения чтению, используя которые можно достичь желаемого результата. Все они основаны на разных принципах, поэтому для того, чтобы процесс обучения был более простым для ребенка и взрослого, важно правильно выбрать метод необходимый и подходящий под конкретного ребенка, в соответствии с возрастом, характером и способностями маленького ученика.

 Все способы обучения чтению делятся на 4 основные метода:

  1. Буквосослагательный метод.
  2. Аналитико-синтетический метод обучения чтению.
  3. Складовый метод
  4. Метод целых слов.

 В нашей стране самым распространенным методом остается буквосослагательный метод обучения чтению, и применяется в большинстве школах и дошкольных учебных заведениях.

 На первый взгляд,  эта методика кажется достаточно простой, но только для учителей. И, как показывает практика, у большинства детей основные трудности возникают после изучения алфавита, когда изученные «ЕР» и «А», нужно соединить в слитное «РА».

 Педагоги частных школ и секций дошкольного детского развития все больше отказываются от буквосослагательного метода и переходят к аналитико-систетическому методу.

 

Этот метод хорош для дошкольников тем, что он способствует правильному развитию четкой речи у детей еще до начала процесса обучения чтению.

 Суть метода в том, что изначально дети учатся не читать, а устно выговаривать слова по слогам и делить слова на фонемы. Так называемые фонемы заучиваются наизусть как мягкие и твердые, звонкие и глухие, гласные и согласные при помощи аналогических фишек разных цветов. Затем из цветных фишек составляются не слова, а схемы слов, которые переводятся в слова, их чтение и написание.

 Метод не приемлем к раннему обучению чтения, и становится доступным детям старше 6 лет. Это связано с тем, что понятие фонемы весьма абстрактно, ее нельзя произнести или услышать как живой звук.

 Критики метода убеждены, что абстрактное понятие фонематического слуха «развивать» невозможно, т.к. его в принципе не существует. Освоение метода определяется не самим умением ребенка читать, а знанием наизусть гласных и согласных звуков, и умением логически абстрагироваться, опуская звуковые нюансы похожих звуков.

 Складовый метод обучения чтению предполагает изучение не букв и звуков, а использование как элементов для чтения слоги-слияния или открытые слоги. Первооткрывателем метода считается Николай Зайцев, который воплотил все в реальность с помощью его знаменитых кубиков.

 Он не просто упростил сложное теоретическое понятие букв и слогов для детей, а также сумел «увеселить» процесс обучения, предложив детям взамен более конкретные вещи – кубики разных цветов, размеров и текстур.

  Метод предназначен для детей всех возрастов. И, тем не менее, метод не так прост для учителя. Здесь основная задача научить ребенка читать в процессе веселой игры, в которую ребенка нужно не только вовлечь, но и заставить (не принудительно) играть «по своим правилам», для достижения цели, а не ради забавы и при этом не наскучить. Иначе результат можно не достичь.

 На основе этого метода Лев Штернберг разработал электронную игру «звуковой метод», где ребенок самостоятельно может обучаться чтению, не скучая и проводя время с пользой. Ребенок нажатием мышки осуществляет озвучивание слогов слова «МА» – «ЛИ» – «НА». Правильная последовательность слогов возможна лишь при правильной последовательности нажатия, при этом слоги произносятся с одинаковой интонацией без ударения. Суть игры – разгадать слово. Но метод рассчитан лишь для обучения одного ребенка, и полностью исключает коммуникации между учителем и ребенком.

 Для самого раннего обучения чтению более приемлем метод Домана –  метод целых слов, еще называемый «глобальным чтением».

 Метод основан на изучении целых слов, по карточкам со словами красного цвета (первый этап) и черного (второй этап), и опирается на зрительную и слуховую память. Материалы для внедрения данный методики можно как изготавливать самостоятельно, так и приобретать готовые комплекты – «Вундеркинд с пелёнок», «Чтение с пелёнок».

 Скептики утверждают, что по результатам дети способны узнавать сотни изученных слов, но редко и с большим трудом читают незнакомые слова.

 Сегодня существует много авторских методик обучения чтению со своими достоинствами и недостатками, где, как правило, выбраны и соединены элементы основных известных методов. Их также можно применять и корректировать, разрабатывая свою методику, но при этом важно быть последовательным и однозначным, иначе легко можно запутать ребенка и даже самого себя.

(Посетители 641 за все время, 1 просмотры сегодня)

Top