У каждой мамы свой подход к воспитанию. Кто-то желает вырастить здорового и сильного ребенка, поэтому с малых лет уделяет внимание закаливанию и активно-спортивным играм. Кто-то смысл видит в развитии умственных способностей и талантов, данных с рождения. А кто-то подходит комплексно к воспитанию, усовершенствованию, учебе. И каждая мама по-своему права, ведь кто, как не она, знает лучше своих любимых крошек?
Я каждый раз все больше и больше склоняюсь к методам народной педагогики, когда воспитание и жизнь, приобретение новых навыков и умений было неразрывным единым целым. Если уж что-то учить, то так, чтобы ребенок в будущем мог этим воспользоваться. Если объяснять, то так, как это есть на самом деле. Взаимосвязанные теория и практика – лучшие способы подготовить ребенка к сложной взрослой жизни.
Последний месяц осени. Что он нам приносит в жизнь – остатки урожая после щедрого лета, ворох желто-красных осыпавшихся листьев, подготовку к зиме. И еще теплые дни. Не летние жаркие, и не ласково-солнечные, как в период «бабьего лета», но еще и не морозные.
Самое время сделать то, без чего окончательный переход в спокойную от садово-огородных дел зиму невозможен.
Идем с детьми на приусадебный участок! Это я о себе, мне повезло (в кавычках или нет, но чем богаты, как говориться…) – мы живем в своем частном доме, возле которого есть небольшой участочек. Я – не великий садовод-любитель, но кое-что все-таки делаю. И дети мои всегда мне мешают помогают.
И сегодняшний рассказ и наши дальнейшие действия, как нельзя кстати, придутся к конкурсу, который проводит на своем блоге «Учимся играя» уважаемая мной Мария (ох этот официоз!). Скажу по секрету, что этот блог скоро отметит свое годовасие! 🙂
Приступаем, садитесь удобнее, так как люблю я поболтать – рассказ будет длинным, но, надеюсь, интересным.
Ежедневно дел в достатке для тебя и для меня.
Будет все всегда в порядке, если трудится Земля
День солнечный, выходим во двор. И сразу спонтанно возникает название для нашего тематического дня «Щедрая и трудолюбивая осень». Но так как двоих разновозрастных деток не так легко объединить для совместного творчества и познания, то все, что будет дальше – это смесь экспромта.
Пока собираемся и осматриваем свои владения, идет разговор «Признаки осени». Вопросы самые разные, отвечает, преимущественно Артем, а Аня многозначительно «дакает» и хихикает.
Какое время года сейчас?
Какой месяц? А перед ним какой был? А после него какой будет?
А по каким признакам можно понять, что пришла осень?
Как меняется день и ночь?
Как готовятся животные к приходу зимы?
Что осенью делают люди на полях? В садах? На огородах?
Последний ответ нужно подкрепить делом. Идем убирать листья. Вот вам и эксплуатация детского труда народная педагогика.
Вспоминаем, какие инструменты нужны для уборки листьев в саду. Артемкины грабли где-то затерялись, он схватил взрослые, ну а Аня тащит свои, из песочницы. Все заняты работой.
Отдыхаем, рассматриваем собранные листья. Этот – с вишни, этот – с яблони, а этот большой – с винограда.
Отмечаем, какого цвета листочки – красный, желтый, зеленый, коричневый, бордовый. Играем в «Светофор». По очереди вытаскиваем листочки из нашей кучи и ищем такой же цвет у себя на одежде.
Снова собираем листья, чтобы потом устроить настоящий салют! Это так весело! (папа соберет, что мы пытались сделать).
Вспоминаем, какие овощи мы собираем осенью. Оглядываем наши уже пустые грядки…и находим завалявшийся помидор. Тут, как раз полезно вспомнить русскую народную сказку «Вершки и корешки». Мама рассказывает, а дети внимательно слушают, чтобы потом обсудить неясности и ответить на вопросы любознательной маме.
Осень, как мы говорили, это период заготовок даров природы на зиму. Подтверждаем это, наткнувшись на зелененькие листочки петрушки. Срываем часть для обеденного супа, который как раз готовится в кухне (мама-Фигаро, и с детьми на грядках, и в кухне у плиты).
Медленно перемещаемся дальше, по пути отмечая работу, сделанную ранее – обрезанные кустики пионов, чистые вскопанные грядки.
Еще в одном месте собираем листья в большую кучу – будет папе еще один сюрприз. Заодно и поваляемся в ней, вдохнем аромат осени, отметим, что листочки уже холодные. Тут только можно процитировать :
Мы убрали в ноябре
Все сухие листья.
Стало тихо на дворе,
Празднично и чисто.
Мама из закромов достает кустик хризантем. Артем с удовольствием сажает его в землю, поливая ямку водичкой и насыпая сверху хороший холмик, чтобы цветочки не замерзли.
На нашем пути к дому – елочка, посаженная в честь рождения Артема. А деревья осенью нужно обкапывать. И вот Темик уже тащит свою походную лопату и, извиваясь всем телом, пытается обкопать. Мама осторожно, чтобы не обидеть творческо-трудовые порывы сына, помогает.
Находится работа и для Ани – она спасает червяка, чтобы потом попытаться его замучить. Обсуждаем – зачем нужны червяки, и отпускаем его в землю под протестующие крики дочки.
Пора домой – в тепло и уют. Дети с удовольствием едят суп с листочками собственноручно собранной петрушки.
«Мы гуляли, мы играли и немножечко устали.
Чтобы сил еще набрать, надо нам чуть-чуть поспать»
Сладкий сон…
«Какая осень разная! Совсем, как я и ты»
После сна продолжаем наш тематический день «Щедрая и трудолюбивая осень».
Игра «Угадай по вкусу дары осени» (поиграем, заодно и полдник получим полезный, овощной и фруктовый).
На тарелочке лежат маленькие кусочки овощей и фруктов (яблоко, картофель, капуста, свекла, виноград, помидор, морковь).
Дети закрывают глаза, открывают клювики, получают свой кусочек «даров» и отгадывают название. Последней дается свекла.
– Посмотрите на свои язычки. Какие они? Почему? А ведь сок свеклы – это самая настоящая краска.
Творчество «Рисуем природной краской»
Сначала на листах бумаги по типу штампов оставляем следы от среза свеклы. Придумываем, на что они похожи (листочки, лапки зверей, цветочки).
Потом мама делает настоящую краску – сок свеклы.
Рисуем кисточками и пальцами, чем получится и что получится. У Темы – карта сокровищ, у Ани ЧТО-ТО.
А потом красим листочек хмеля и делаем отпечаток. У Темы отпечаток листочка красиво прилег на дерево.
Заодно и пробуем на вкус. Сладко!
Вспоминаем, что еще можно использовать в виде красок. Сок петрушки, морковки, краснокочанной капусты.
«Хмурый дождик льёт и льёт, лить никак не устаёт»
Какая осень без дождя? Как капает дождь, нам напомнила Аня.
Закончился наш прекрасный рабоче-развлекательный день импровизированным концертом (воспоминание об утреннике в саду, которое пришлось в тему нашего дня).
И в заключение моего рассказа, хотелось бы отметить, что участвовать в подобных конкурсах не только естественно и приятно, но и выгодно. Так как есть замечательные спонсоры с такими же замечательными призами. Героев нужно знать в лицо по ссылкам, пожалуйста.
Настя Солнечная и ее блог «Моя рукодельная кухня»,
Компания «Умница».
И, конечно, сам автор блога-именинника – Маша.
Информационная поддержка осуществляется Бабочкой Яночкой.