Первый звонок, первые уроки, старательно выведенные палочки и крючочки в прописях. Первые успехи и неудачи. Но школьное время бежит так же быстро, как и взрослеют наши детки. Вот и второй класс позади, за ним третий, четвертый. И последний звонок в начальной школе.
Для каждого ученика, а также его родных и близких, очень важным является этот новый период в жизни – переход из начальной в среднюю школу.
Казалось бы, ведь только вчера дошколята переступили порог учебного заведения, познакомились с первой учительницей, усердно занимались с репетитором по математике начальной школы, а сегодня им опять предстоит решение проблем, связанных с непростой адаптацией пятиклассников в средней школе.
От поддержки родителей в этот непростой в детской жизни момент будет зависеть очень многое. Именно родители должны помочь ребёнку быстро приспособиться к новой обстановке и новым нагрузкам. Мамы и папы просто обязаны поддержать детей в моменты сохранения их прежней самооценки.
С этим, новым периодом, не только у детей, но и у родителей связаны определенные надежды и опасения. Для кого-то переход к кабинетной системе – желанное разнообразие, долгожданная свобода. Но нельзя забывать и о тех, кто тяжело переживает расставание с любимой учительницей, «боится» отношений к новыми учителями.
Особенно тяжело приходится тем детям, которым предстоит не только переход в 5-ый класс, но и смена школы. Именно в эти моменты происходит смена «статуса» – совсем недавно третьеклассники-четвероклассники считались взрослыми и умелыми, теперь они опять приобрели ранг самых маленьких и неумелых.
Расширяется круг изучаемых дисциплин, увеличивается объём и сложность школьного материала. Если на выполнение заданий совсем недавно уходило 1.5-2 часа, то теперь для домашних работ потребуется гораздо больших усилий и намного больше времени. То, что раньше давалось легко, теперь может потребовать дополнительной помощи. Вот и отправляются вчерашние отличники на занятия к репетиторам.
Дети привыкли к тому, что в течении четырёх лет с ними занимался один учитель, прекрасно знающий их слабые и сильные стороны, умело распознающий индивидуальные особенности. С новыми учителями-предметниками пятиклассники будут встречаться не так часто, поэтому далеко не сразу смогут раскрыть свои способности и продемонстрировать возможности.
Вчерашних четвероклассников следует подготовить к тому, что каждый учитель будет предъявлять свои требования, демонстрировать свой стиль общения. Все это имеет и отрицательные стороны, и положительные.
Минус:
– снижается внешний контроль (первый учитель ежедневно следил за выполнением домашних и классных заданий, контролировал поведение и успеваемость отдельного ученика, общался с родителями и сообщал им о возникших проблемах) и повышается самоконтроль;
– появляется необходимость подстраиваться “под конкретного учителя” – его стиля общения, требований.
Плюс:
– возможность избавится от стереотипного отношения, проявить себя с новой стороны.
Многие учителя средней школы ошибочно считают, что в пятый класс дети приходят с уже сформированной способностью самостоятельно работать, как на уроке, так и дома. Чтобы полученные в начальной школе результаты не были утрачены безвозвратно, родителям следует заранее подготовить детей к всем выше перечисленным сложностям. Если ребёнок будет в курсе предстоящих изменений, он сможет намного быстрее научиться оценивать свои новые возможности, постарается как можно быстрее построить отношения не только со сверстниками, но и с педагогами.
К новому периоду в школьной жизни подключается и новый период в личностном и психологическом развитии ребенка – начало периода младшего подростка, когда меняется отношение и к себе, и к окружающим. Постепенно влияние семьи заменяется влиянием сверстников, формируется новая оценка себя как личности.
Младший подросток стремится максимальное время находиться вне контроля взрослого, жаждет получить все большую самостоятельность, показать себя взрослым и значимым.
Рекомендации родителям детей, переходящих в среднюю школу:
– Проявлять искренний интерес к школьным делам ребенка, при этом родители должны интересоваться не только знаниями и умениями, домашними и школьными заданиями, но и новыми увлечениями, знакомствами, возникающими проблемами;
– Следить за здоровьем ребенка, ведь в связи с повышением ритма школьной жизни, нагрузкой, гормональными изменениями, возможно появление проблем (утомляемость, снижение остроты зрения и др.);
– Не требовать от ребенка в первое время прежних результатов, помочь ему адаптироваться к новым требованиям и обстановке;
– Не наказывать и не унижать достоинства ребенка ни словесно, ни физически;
– Не сравнивать и не ругать ребенка в присутствии посторонних людей, учителей и сверстников;
– Правильно мотивировать ребенка к учебе, хвалить за успехи и помогать справляться с неприятностями;
– Учитывать особенности темперамента и генетически заложенных особенностей;
-Учить самостоятельности и самоконтролю постепенно, не переводить ребенка в ранг взрослого, помогать и правильно направлять;
– Поддерживать своего ребенка в сложных ситуациях и эмоциональных переживаниях.
Успехов ученику и родителям!