Когда на свет рождается дитя, мама и папа, а также вся семья, охватывают его лаской и любовью, холят и лелеют. Первые улыбки, первое гуление…
Жизнь с малышом полна радости и нежности. Ребеночек постепенно меняется, становится все более удивительным, приближается первый день рождения крохи… И тут наступает кризис.
Одна из характерных черт кризиса – внезапность. Такой идеальный прежде, малыш вдруг становится неуправляемым, капризным, требует одного, а получив – огорчается и желает другого.
Мама перебирает варианты: Зубки? Животик? Наследственность?
Варианты, конечно, есть, но если эти внезапные изменения происходят когда возраст малыша приближается к году, то вероятность того, что это кризис первого года жизни достаточно велика.
Термина «кризис» пугаться не стоит, поскольку он несет с собой массу возможностей.
Родителям (маме – в первую очередь) стоит вооружиться терпением и мудростью, чтобы помочь малышу преодолеть новую ступень в развитии. А также подключить чувство юмора и творческий подход. Первое – чтобы корректировать собственное восприятие, а второе – чтобы в игровой форме прививать своему сокровищу необходимые навыки и выходить с ним вместе из не самых комфортных ситуаций.
Малыш переходит от младенчества к детству.
Отчего так происходит?
В течение первого года своей жизни малыш сживается с той обстановкой, которая существует в семье, однако новые возможности, которые оказываются в его распоряжении, начинают подрывать сложившуюся у него картину мира, заставляют беспокоиться, нервничать.
Однако разрешение этого кризиса порождает новые способы взаимодействия маленького человека и большого мира.
Кризис возникает на основании трех важных изменений: умение ходить, появление речи, развитие эмоциональной сферы и воли.
Как проявляется «кризис первого года»?
1. Упрямство, негативизм
Малыш, прежде послушный, игнорирует просьбы и указания взрослых, отказываться выполнять обычные действия (умываться, сидеть за столом, кушать кашу, надевать выбранную мамой кофточку).
2. Перемены настроения, чрезмерная эмоциональность
Вспышки гнева или горькие слезы, появляющиеся по самым неожиданным и мелким поводам, – частые, если не постоянные, спутники кризиса первого года.
3. Истерики
Малыш даже может упасть на землю и колотить руками и ногами по ней. Причиной может быть как неспособность крохи объяснить свои нужды, так и манипуляция с целью получения чего-то. В такие минуты в сознание мам закрадываются разные мысли – от «можно ли давать валерьянку детям?» до «а может я плохая мать?»
4. Повышенная потребность во внимании
Ребенок, который уже может самостоятельно передвигаться, начинает ощущать себя отдельным от мамы субъектом. Но не готов пока к этому полностью. И иногда его захлестывает страх потерять маму. Поэтому он начинает ходить за ней хвостиком, выдергивать из рук телефон, поворачивать ее лицо к себе. Очень часто мамочки жалуются, что не в состоянии даже посетить ванную комнату!
5. Любопытство
Оно у малыша настолько всеобъемлюще, а понимание опасности настолько ничтожно, что ему ничего не стоит полезть в электрическую розетку, прижаться попой к горячей духовке или попробовать на вкус мамины спицы.
Кризис первого года: что можно с этим сделать?
Для начала принять, что ребенок и взрослые обучаются взаимно. Понимать, сотрудничать и доверять.
1. С упрямым нежеланием делать «нужное и полезное» бороться «дедовским» способом шлепков или «бабушкиными» подкупом и уговорами – неэффективно. Зато творчество и игра во имя успешного преодоления кризиса первого года творят чудеса!
Заяц ни капли не капризничает, когда на него надевают теплую курточку,- идет кататься на саночках. Картинки в книжке покажут прелести купания в теплой ванне.
И дайте крохе выбирать! Например, одежду. И нестрашно, если зеленые колготы попадут в один комплект с розовой кофточкой и коричневой юбочкой.
Можно предоставить мнимую свободу выбора. Если малыш отказывается есть полезный суп и требует только булочек, стоит по-иному сформулировать свой вопрос – ты будешь кушать суп из тарелочки с мишками или с машинками?
2. Эмоциональную нестабильность малыша взрослым выдержать трудно. Когда совершенно неожиданно вспыхивает недовольство, поднимается крик и текут слезы – не каждый может сдержать гневный окрик или чувство вины. Спокойствие, только спокойствие! Малыш от своих эмоциональных качелей страдает сам, и ни в коем случае не нуждается в нестабильном взрослом рядом.
3. Истерики требуют от родителей большого внимания и чуткости. Спустя какое-то время после начала кризиса первого года, наблюдательный родитель может понять, когда малыш канючит от усталости, переутомления, скуки. А когда капризничает и пытается заполучить нужное ему, «продавив» свое окружение.
Очень важно разделять это, так как поведение взрослого в случае первом и втором кардинально отличается. Если малышу плохо – нужно помочь, приласкать, а если он требует что-то запрещенное – не уступать ни в коем случае!
4. Внимание крохе жизненно необходимо, он пока не ощущает себя достаточно уверенно в этом большом мире, если рядом нет близкого человека. Стоит готовить его к отсутствию мамы постепенно, в виде игры (например, мама заходит в ванную, малыш с папой – остаются снаружи, и все начинают перестукиваться и играть в «Кто там?»).
Кроме того малышу нужно тесное живое общение, полное присутствие взрослого рядом.
5. Любопытство – это ресурс для развития ума. И его стоит поощрять. Но оно же часто приводит к неприятностям, шишкам и синякам. Сделайте дом безопасным для изучения: прикрепите мебель к стенам, закройте розетки. Пусть малыш выучит слово «опасно!». Сказанное спокойно и строго, оно остановит его в ситуациях, требующих осторожности.
Надо проговаривать крохе все, что происходит с ним и вокруг него, давая имена предметам и явлениям.
Важно сократить количество запретов до минимума, а энергию и любопытство маленького исследователя направлять словами вроде «Нет, кошка не любит, когда ее дергают за хвост, но ее можно погладить». Или «Книгу не нужно рвать, ее можно перелистывать. Какие смешные картинки!»
Помните, что кризисы проходят, капризы заканчиваются, а ребенок – остается. И это здорово!