Часто новоиспеченные родители бросаются из крайности в крайность. Одни торопятся все успеть, чтобы «потом не было поздно», поэтому чуть ли ни сразу после роддома начинают своему малышу показывать карточки Домана или заклеивают все пространство спальни репродукциями известных художников. Другие считают, что ребенок мал. И в год, и в два, и что «всему еще успеет научиться».
Нужно найти золотую середину, поэтому при выборе развлечений, игр и занятий, следует учитывать возрастные особенности ребенка.
3 месяца – много или мало?
Рассмотрим первый переходной период в развитии ребенка – 3 месяца (срок приблизительный, он может меняться в одну или другую сторону под действием многих факторов).
Трехмесячный малыш постепенно из пассивного наблюдателя, который только учиться воспринимать окружающую его информацию, превращается в исследователя.
Ребенок к этому времени уже окреп, подрос, его периоды бодрствования становятся более длительными, а желание общаться и взаимодействовать с миром растет.
Малыш, при появлении знакомых людей, начинает радоваться, двигая при этом ножками и ручками, улыбаясь и агукая. Он внимательно прислушивается к тому, что ему говорят, может привлекать внимание различными восклицаниями, первым лепетом. Кроха готов идти на контакт и узнавать с помощью мамы, папы, бабушек новое. Именно поэтому на гармоничное развитие ребенка в 3 месяца влияют окружающие люди и их взаимодействие с новым членом семьи.
Во что играть с ребенком в 3 месяца?
Игры с игрушками
С трех месяцев малыш уже более уверенно держит в ладошке первые игрушки, пытается извлечь звук из погремушки, а уронив, ищет ее взглядом.
Периоды бодрствования постепенно заполняются не только кормлением и гигиеническими процедурами, но и новыми играми с первыми игрушками.
В качестве забав можно использовать не только фабричные погремушки, но и самодельные: сшитые тряпичные шарики разного диаметра, слингобусы, тканевые книжки, небольшие пластиковые бутылочки, заполненные зерном, горохом, макаронами, крупой (крышка при этом должна хорошо закручиваться). Такие игрушки можно рассматривать, трогать, извлекать звуки, бросать. Все действия, свои и малыша, пусть взрослый комментирует.
Игрушки должны отличаться не только по звучанию и размеру, но и по весу, материалу, цветовому оформлению. Можно показать малышу 2 игрушки одного цвета, потом добавить еще одну, контрастную. Прокомментировать действия. Позже повторить с другими цветами.
Игрушки из разного материала могут дать новый тактильный опыт. Пластмасса будет более прохладной, чем тряпичный мячик, силиконовый прорезыватель для зубов более гладким, чем мягкая игрушка.
Дать новые ощущения ребенку можно, разрешив прикасаться не только к игрушкам, но и окружающим вещам и предметам, которые заранее подготовит взрослый – ложка, махровое полотенце, шелковый шарфик, шерстяная рукавичка. Этими предметами можно аккуратно провести и коже малыша – по ножке, спинке, и наблюдать за реакцией, разговаривая при этом с ребенком.
Игрушки можно вкладывать в ладонь малышу, подвешивать над ним на расстоянии протянутой руки, размещать перед ребенком, лежащим на животике. В последнем случае малыш будет пытаться дотянуться-доползти до игрушки. Можно помочь ему в этом, подставив под ступни ладонь, чтобы ребенок попробовал оттолкнуться.
«Ку-ку»
Трехмесячный малыш готов уже и к играм без игрушек, главное, чтобы рядом был заботливый взрослый. Первая игра «ку-ку», при которой взрослый прикрывает лицо руками, а потом с улыбкой показывается малышу, проговаривая «ку-ку».
В дальнейшем можно прикрывать личико ребенку (своими ладонями, платочком). Малыш привыкнет и будет с нетерпением ожидать следующей забавы и даже пытаться самостоятельно снять платочек с лица.
Позже можно прятаться из зоны видимости ребенка (за спинку кровати, например) на секунду-две, а потом показываться. В скором времени такие игры будут сопровождаться веселым и задорным смехом малютки.
Пестовальная гимнастика
Во время бодрствования малыш будет радоваться маминым прикосновениям и поглаживаниям. Актуальна пестовальная зарядка, когда под слова песенки или стихотворения выполняются определенные действия.
Ручки шире разведем:
Дальше, дальше, дальше (при этом развести ручки малыша в стороны),
Ручки снова мы сведем
И опять играть начнем (свести ручки).
Куй, куй, молоток! (легкие постукивания по пяточке ребенка)
Подай бабка башмачок.
Не подашь башмачка —
Не подкуем каблучка.
Гуси-лебеди летели (ручки малыша вверх-вниз),
На головушку сели (ручки на голову),
Сели-посидели
И дальше полетели!
Окруженный любовью, заботой и вниманием взрослых малыш будет развиваться интенсивнее и удивлять все новыми и новыми умениями и навыками.
Будьте здоровы!