Занятия с детьми: предметные и сюжетные картинки

Среди различных видов детской самостоятельной деятельности, начиная с 1 года 6 месяцев, просмотр картинок и иллюстраций занимает важное место в формировании кругозора ребенка и познании мира. Чтобы успешнее развивать речь детей, расширять и закреплять их ориентирования в окружающей жизни, целесообразно использовать картинки не только на занятиях, но и в свободное время.

Очень важно правильно подобрать карточки для самостоятельного пользования. Своим содержанием они должны способствовать расширению ориентировки в окружающем мире и развитию речи.

Прежде всего подбирают те, которые не используются на занятиях и которые близки детям по своему содержанию.

Для работы можно использовать готовые карточки (по методике Г. Домана

Loading...
), а можно, вырезая из журналов, приготовить свои. Также подходящие картинки можно найти в интернете и распечатать их на бумаге.

Для детей 2-го года жизни выбирают преимущественно предметные картинки с изображением игрушек, одежды, животных в разном состоянии (сидит, стоит, спит, бежит, ест, прыгает, летит). Кроме того, можно давать для свободного пользования и сюжетные картинки простого содержания.

Для детей 3-го года жизни также выбирают предметные рисунки на карточках, изображающие различные виды транспорта (самолеты, автомобили, тракторы и др.). Игрушки разного цвета, размера, людей, животных в разном состоянии, действиях и т.п.

Кроме того, детям этой возрастной группы дают и сюжетные картинки с доступным содержанием,  и к ним уже можно добавлять те, которые использовались на занятиях.

Знакомое изображение, показанное через определенный отрезок времени, дети встречают радостно, с интересом рассматривают, часто воспроизводят разговор, который велся на занятии. Картинки можно подбирать и из других источников – различных книг, журналов, открыток, настольно-печатных игр и т.п. Однако содержание их должно быть доступным для ребенка, соответствовать возрастным требованиям, а карточки – качественно напечатаны.

Картинки для свободного пользования дают детям во время досуга. Нельзя одновременно давать их большое количество, потому что это рассеивает внимание детей, не приучает их к более тщательному рассматриванию.

Прежде чем дать малышу картинку, нужно научить его правильно пользоваться ею: не играть, как игрушкой, не сгибать, не рвать, а рассматривать ее, узнавать и называть на ней предметы, отвечать на вопросы, слушать объяснения.

Для поддержания интереса к карточкам их нужно периодически заменять другими, а через некоторое время вновь возвращаться к просмотренным ранее. Поврежденные картинки следует чинить в присутствии детей, это воспитывает в них бережное отношение к картинкам.

 С начала обучения карточки желательно хранить в недоступном для малышей месте – в закрытом шкафу или на высокой полке, когда же дети научатся пользоваться картинками, материал можно разместить и в доступном месте, чтобы при желании малыш сам мог взять.

Для рассматривания картинок, иллюстраций нужно выделить специальный стол в хорошо освещенной части комнаты. Во время занятий необходимо вести разговор с детьми по поводу изображенного, способствовать созданию в них хорошего, бодрого настроения, оптимальных условий для восприятия содержания.

Желательно во время рассматривания картинок с детьми раннего возраста (как на занятии, так и в самостоятельной деятельности)  использовать художественное слово – народное творчество, стихи, песни и т.д. Это дает возможность обогащать представления детей о явлениях, предметах, которые рассматриваются, воспитывать правильное отношение к ним, развитию речи детей. Например, во время рассматривания картинок о животных – петушка, козу, белка и т.д. – целесообразно прочитать соответствующие стихи.

Подбирая художественное произведение, следует учитывать возраст детей, их уровень развития и в зависимости от этого использовать или весь стишок, или его часть.

 Занятия с использованием художественного слова повторяются несколько раз. При повторном чтении стихов дети воспринимают их на слух, повторяют сначала отдельные слова, а затем – целые строки, вследствие чего запоминают и могут по предложению взрослого самостоятельно рассказывать.

 Такие занятия с демонстрацией картинок и параллельным проговариванием ситуаций и сюжетов способствуют развитию детской речи, памяти, внимательности, формируют положительное отношение к учебно-игровой деятельности.

(Посетители 1 352 за все время, 1 просмотры сегодня)

Top