Твой малыш растет, познает мир и пытается наладить новые контакты. С каждым месяцем у ребенка появляются новые умения и навыки, проявляются свойственные только ему одному черты характера. И в какой-то прекрасный день вы замечаете, что ваш любимый и щедрый малыш хмурится, а то и начинает плакать и даже драться при попытке взять его игрушку посторонним человеком.
С такой проблемой сталкиваются практически все родители деток в возрасте от 1,5-2 лет. Что же это? Жадность малыша или его естественное желание собственника, владельца определенной вещи.
1,5-2 года – это новый виток в формировании детского самосознания, новый этап психологического созревания личности. В этом возрасте ребенок уже осознает, что он – самостоятельный человечек, у которого есть собственные желания, что он может что-то совершать и без мамы. В это время появляется и слово «мое», и все, к чему оно относится, является для малыша своеобразным продолжением собственного «я».
Как у мамы есть свой компьютер, у папы – машина, так и у малыша есть свои игрушки, которыми он вправе распоряжаться так, как этого хочет.
Так почему же зачастую на отказ ребенка дать поиграть своей куклой, мы пытаемся пожурить его, называя жадиной? Почему считаем это негативным явлением? Когда как машину свою мы, взрослые, посторонним не дадим. Да и от самовольного владения нашими книгами и инструментами также будем не в восторге. А кто просто так сможет отдать любимые французские духи, чтобы желающий наслаждался прекрасным ароматом? А от детей подобного требуем.
Попробуем разобраться в этой ситуации.
Психологи утверждают, что так называемая жадность ребенка в определенном возрасте причиняет больше неудобств и неприятностей самим родителям. Именно нам становится стыдно за то, что малыш не захотел отдавать свою игрушку, делиться своими личными вещами. А ведь нам нужно просто попробовать понять своего ребенка – он не хочет этого делать, да и не умеет. Не стоит думать, что из ребенка обязательно вырастет скряга и жадина. Это естественный период в его жизни.
Пусть ребенок научится говорить «нет», ведь это немаловажное умение, которое также важно в жизни, как и умение делиться. И если не помочь ребенку в овладении этим навыком, то в дальнейшем малыш может вырасти податливым и мягким человеком, которым очень легко манипулировать.
Что делать родителям в таких ситуациях?
1. Не браните и не наказывайте ребенка. Воспитывать щедрость принуждением – не лучший вариант.
2. Не отбирайте насильно игрушку, чтобы передать ее другому малышу. Этим самым вы покажете свое неуважение к малышу, дадите думать, что чужой ребенок важнее и лучше вашего. Такие действия могут привести к тому, что впоследствии ребенок вырастет неуверенным в себе человеком, который не сможет отстоять свои интересы.
3. Дома, в семье старайтесь своим примером и делами подтверждать то, что делиться нужно. И это хорошо. Например, показывайте, что одно яблоко достается не только малышу, но и по кусочку маме и папе. Пусть через время этими же кусочками яблока родители угостят ребенка, но изначально фрукт делится на всех. Просите ребенка попить его сок, и также угощайте его своей частью лакомств. Помню я из детства – со дня рождения друзей всегда приносила конфеты, которые давали мне. И делила на кучки – маме, папе, брату. Также поступал и мой брат, и в этом большая заслуга родителей.
4. Ребенок должен знать не только слово «мой», но и «чужое», поэтому не допускайте, чтобы ребенок силой отбирал что-то у другого. Не кричите и не ругайте малыша, а просто объясните, что тот ребенок также имеет право на «свои» вещи. Предложите ребенку поделиться этой игрушкой, если он не хочет – то другой какой-то. Хорошим методом решения этого конфликта – общая игра. Помогите ее организовать, даже если для этого вам понадобиться играть самим. Также довольно действенный и распространенный метод – обмен. Детки просто меняются игрушками
5. Не обращайте внимания на возмущенные и осуждающие взгляды родителей, придерживайтесь выбранной вами стратегии.
6. Постарайтесь не брать на детскую площадку игрушки, которые особо дороги вашему малышу.
7. В ролевых играх, в домашних постановках моделируйте ситуации, где герои делятся. Хороший метод “сказкотерапии”, когда вы придумываете сказку с решением данной проблемы. Рассказывайте малышу о щедрости, доброте, чуткости к окружающим, но и не забывайте о том, что должны и быть границы этих определений. Умение отказать также важно.
Будьте терпеливы, слушайте свое сердце и постепенно проблема сойдет на нет.