Вы здесь: Главная > Секреты психологии > Формирование самооценки дошкольника

Формирование самооценки дошкольника

Самооценка любого человека определяет его отношение не только к себе, но и к внешнему миру вообще, к людям, его окружающим. Самооценка отражает уровень индивидуального развития личности, ее самопознания, эмоционально-ценностное отношение к феномену собственного Я.

Основными условиями развития самооценки ребенка являются его общение с окружающими, главным образом, со сверстниками,  и его собственная деятельность. В процессе общения в социуме ребенок получает информацию о себе, анализирует ее, наполняя ее собственным смыслом и переживаниями, вычленяя способы и критерии оценивания других лиц, а затем перенося эти критерии и на самого себя.
В последнем случае ребенок получает когнитивную самооценку, то есть  информацию о себе, которую он получил от других людей («Мама, а я хороший?»), вторым слоем же идет эмоциональная самооценка – мера удовлетворенности самим собой («Как здорово, что я такой хороший!»).

Невозможно отделить друг от друга эмоциональную и когнитивную самооценку: любая информация, полученная ребенком извне о себе, тут же поддается эмоциональной оценке по критерию – хорошо или плохо.

Обратите внимание, ребенок постоянно сравнивает себя с окружающими его людьми, выискивая оптимальную для него модель поведения. В подавляющем случае, эта модель поведения – его собственные родители. Часто мы удивляемся, откуда у ребенка та или иная реакция на ситуацию, а приглядевшись, понимаем, что это копирование нашего поведения. В раннем возрасте жизнь ребенка – это некоторое подобие зеркала, в котором отображаются наши поступки и действия.

Собственную самооценку с первых месяцев жизни ребенок начинает формировать как эмоциональную самооценку, и только позже у него формируется когнитивная самооценка. Поэтому очень важно с первых же дней жизни окружить ребенка заботой и вниманием, формируя у него позитивное правильное понимание себя как личности.

Любое пренебрежение со стороны родителей, частые слова осуждения, «холодное» отношение к возникающим детским проблемам, крик по любому поводу, а также негативные поступки взрослых могут стать причиной формирования заниженной  самооценки малыша.


В раннем дошкольном возрасте ребенок пока что осознает только факт собственного существования и эмоциональное отношение к этому факту (Я существую – это хорошо!). Ребенок в 2-4 года ничего о себе не знает и не может учитывать свои реальные возможности. Он некритически приписывает все качества, которые получили одобрение родителей, не зная, в чем заключается их смысл.

Только после того, как ребенок начал реалистически оценивать свои возможности и результаты своих действий, можно утверждать, что у него начала развиваться когнитивная самооценка.

Впрочем, и в этот период самооценка дошкольника еще далека от объективности: обычно дошкольники переоценивают свои возможности, чему, следует признать, подталкивают не всегда объективные положительные оценки их взрослыми. Поэтому так важно не только уметь хвалить и поддерживать ребенка, но и делать аккуратные, но конструктивные замечания, возможно, в виде советов и рекомендаций. Частая похвала, восхищение без повода способны повлиять и на формирование завышенной самооценки, что не всегда сыграет хорошую роль в будущей жизни ребенка.

Правильная оценка собственных качеств у ребенка начинается с правильной оценки качеств у других людей, которых он видит со стороны. Впрочем, и адекватного оценивания других людей дошкольник учится не сразу. Долгое время он просто повторяет услышанные мнения взрослых. («Если мама так говорит, значит, я – хороший, он — плохой» или «Сашу похвалили, он — хороший, я — плохой»).

По мере своего интеллектуального развития ребенок перестает безапелляционно принимать оценки взрослых. Этот процесс напрямую зависит от получения ребенком собственных знаний о самом себе.

Уже старшие дошкольники верно оценивают и свои достоинства, и свои недостатки, в том числе, и благодаря оцениванию их со стороны окружающих. Это имеет огромное значение для дальнейшего развития ребенка как личности, сознательного усвоения им положительных образцов поведения.

Постепенно ребенок овладевает все более совершенным способами оценивания себя как индивидуума и познания своей индивидуальности.  Его знания о самом себе приобретают все более глобальный характер. Самооценка и эмоциональная, и когнитивная,  постепенно дифференцируется и стабилизируется, становясь избирательной  и приобретая побудительно-мотивационные оттенки.

Хотите поделиться с друзьями информацией статьи в соц.сетях? Публикуйте ссылку на своей страничке с помощью кнопок

Почему бы тебе не узнавать обо всем первым? Подпишись на обновления блога прямо сейчас!

Введи свой электронный адрес:

Тэги: ,

11 комментариев к “Формирование самооценки дошкольника”

  1. Интересно, только очень много умных слов ;)

  2. Задумалась: может я своего слишком «строю»? С другой стороны — краснеть за него не приходится… Тонкое это дело — вырастить самооценку ребенка и при
    этом его не избаловать.

    • Эээх… найти золотую середину… а я хоть и пытаюсь иногда «строить», но через секунду забываю все..задыхаюсь от любви)

      • Татьяна, как же знакомо «задыхание» от любви. Но я теперь ученая мама, так как дважды мама. Старшую свою я захвалила. Она у меня теперь учится в школе, отличница. Но самооценка у нее завышенная — она ставит себе чересчур высокие планки и страдает от этого. В прошлом году получила 250 пятерок и 5 четверок. Так за каждую четверку переживала по неделе.
        С младшей дочкой я осторожнее. Если говорю: «Ты — самая лучшая девочка», то сразу добавляю: «Для меня».

        • И я стараюсь сына не только хвалить, но и объективно оценивать. Например, когда он приносит рисунок и говорит — я лучше всех нарисовал, красиво, правда?, хвалю и стараюсь, не обидев и не «сломав настрой» рассказать, что можно еще учится и делать лучше, что всегда есть кто-то, у кого может получаться лучше-хуже.

  3. lessya23:

    Самооценка ребенка полностью зависит от родителей.Ребенку надо как можно раньше объяснить,что мир во круг него не будет вертеться и за все нужно нести ответственность.

  4. А я стараюсь слышать своих детей и пытаюсь внушить им, что все им под силу. Даю возможность сыну самому оценить поступки сестры и его поступки по отношению к ней. Совместно разбираем, где малыш на высоте, а где чуток подкачал и почему. Спасибо за интересную статью.

  5. Школа часто очень плохо влияет на самооценку ребенка. Я своей младшей всегда говорила, что важна не оценка, поставленная учителем, а главное — это знания. Мои слова были подтверждены блестящим поступлением в академию и учебой там, хотя и по сей день она продолжает сомневаться в собственных возможностях.

  6. Полностью подтверждаю слова tanichka. Когда ребенок идет в школу, то испытывает страшнейший стресс. Тут и чудо учителя, которые по началу кажутся идеальными, а потом начинают показывать свои иголки, тут и сверстники, с которыми тяжело уживаться.

  7. Золотые слова: «….рассказать, что можно еще учится и делать лучше, что всегда есть кто-то, у кого может получаться лучше-хуже.»

    Именно так я стараюсь воспитывать своих детей. А вообще, нам повезло. У нас как раз и получается где-то золотая середина, т.к. у мужа одна позиция, у меня — другая была изначально…. После многих придирок друг к другу, мы решили сесть и серьезно переговорить, обсудить все за и против. Долго спорили, но пришли как раз к золотой середине, вычеркнув лишнее и соединив множество мнений друг друга.

    Так стало намного легче, потому как первые года старшего были и для него, и для нас, мягко говоря, нелегкими….

Комментарий

(подписан на комментарии)




Top
Яндекс.Метрика