Дети – маленькие собственники. Особенно это касается малышей до 3-4 лет. Первые признаки якобы жадности возникают, например, во время совместных (или параллельных до 2 лет) игр в дворовой песочнице. Ребенок не только пристально охраняет свою игрушку, но может захватить и понравившуюся чужую.
Как научить ребенка делиться, тем самым избежав обидных слезопролитий и драк?
Насильно щедр не будешь…
Перед тем, как начинать формирование у малыша определенного качества, убедитесь, что он готов к этому. То есть, следует учитывать особенности развития детской психики на данном возрастном этапе.
Например, малыши до 3 лет психологически еще не готовы поделиться. И ваша фраза «Отдай девочке мячик» прозвучит для ребенка странно и неубедительно. В этом возрасте, когда малыш уже осознает себя отдельно от мамы, одними из главных слов становятся “Я – сам”, “Мое”. К тому же развивается сильная привязанность к какой-либо вещи или игрушке (знаю одну семью, в которой двухгодовалый карапуз потерял любимого медвежонка, а папе пришлось полдня потратить, разыскивая подобную игрушку в магазинах города, так как слезы и истерики не прекращались).
Нельзя насильно отбирать у крохи его игрушку и отдавать другим детям. Такими действиями щедрость и доброту не привьешь. Это же, в конце концов, его имущество. Поэтому малыш должен сам решать, как им распорядиться. Все, что от вас требуется, – это постепенно и непринужденно внушать мысль о том, как хорошо играть вместе и делиться. А желание отдать свою игрушку во временное пользование другому малышу должно поощряться словами одобрения со стороны родителей.
Конфликты – неотъемлемый атрибут совместных детских игр. Часто они возникают на пустом месте. Например, из-за неразделенной и жизненно необходимой сразу всем детям игрушки.
Если малыши не могут самостоятельно найти компромисс, пора вмешаться взрослому. Лучший способ – предложить детям бросать тот же мячик по кругу, по очереди катать машинку или сыграть в эстафету с игрушкой. Как вариант – игра “по времени”: каждый играет по 5-10 минут, при этом нужно при детях засекать время, например, ставить будильник на мобильном телефоне.
Следует приучать малыша не просто отдавать другому ребенку какую-либо вещь, а обмениваться. При этом обе стороны останутся довольными. Желательно, чтобы инициатива обмена или другого вида контакта с окружающими исходила не от вас, а от ребенка. Это огромный шаг на пути к самостоятельности.
Если же ребенок не изъявляет желания поделиться, не стоит заставлять его путем унижения (“жадина-говядина…”, “как тебе не стыдно…” и т.п.). Ведь существуют другие весьма безобидные и эффективные способы.
Образец и похвала – лучшие друзья воспитания
Может, многие и не задумываются, но мы тренируем у ребенка умение делиться с пеленок. Например, говоря: «Дай маме игрушку», «Угости бабушку конфеткой», «Давай оставим этот кусочек тортика для папы».
Именно такие эмоционально привлекательные просьбы, да еще несущие положительную характеристику крохи («Покажи всем, что ты уже взрослый и умеешь делиться»), дают желаемые результаты. Благодаря похвале родителей и определенным образцам поведения со стороны взрослых ваш ребеночек вырастет воспитанным и щедрым.