На современную отечественную систему образования в высшей школе негативно влияет множество факторов.
На одном из первых мест здесь то, насколько низко оплачивается зарплата преподавателей и следующий отсюда низкий статус профессии. Вообще в мире учитель – это одна из самых уважаемых профессий. Но на постсоветском пространстве, в отличие от всего мира, на этот счет, похоже, существует другое мнение.
Отсутствие должного уважения в обществе, низкие зарплаты, открытые предложения заказать дипломную работу
Профессия педагога находится сейчас на таком низком уровне престижности, что преподавателями теперь работают люди, минимально соответствующие требованиям специальности, не говоря уже о должном профессионализме. Понятно, что некоторую часть проблем решит повышение зарплаты, что позволит привлечь в ВУЗы более заинтересованных и профессиональных людей, а не тех, кто предлагает студентам заказать курсовую работу у них, а после сам эту работу и оценивает. Этот же фактор отвлечет педагогов от перегруженности и подработки на вторых рабочих местах, что естественным образом положительно скажется на качестве обучения.
Немаловажный негативный фактор – это высокая стоимость образования.
Чтобы получить образование качественное, за него потребуется заплатить кругленькую сумму. Цена образовательных услуг в Беларуси, например, колеблется в диапазоне 800-1600 долларов за год обучения (речь идет о платном обучении). Учитывая средний заработок в стране на душу населения, даже руководитель страны считает такое положение вещей неправомерным. Но Министерство образования страны по прежнему не в состоянии изыскать дополнительные ресурсы для снижения цен на обучение, и в этом году, как и прежде, опять ожидается повышение цен.
Ещё одна причина неудач высшей школы – это субъективизм оценочного подхода и сильно ограниченная методология.
Что именно оценивается: старания, ответственный подход, умение мыслить, потенциал или объем знаний? Как не оценивай, но зачастую двоечники в обучении при наличии предпринимательской жилки преуспевают в жизни, в то время как отличники ждут каких-то привилегий за свой учебный труд и неких поощрений за свой красный диплом, но на практике довольно часто их не получают. Возникает вопрос ко всей оценочной базе – нужны ли вообще отметки или нужен какой-то другой способ оценки?
Вопросов много, ответов на них пока что нет.