Ситуация, которую можно приравнять к маленькой драме в песочнице, не понаслышке знакома почти каждому родителю. Карапуз, «заимствующий» игрушки у других детей, независимо от их согласия, или ревностно отстаивающий права собственности на свое имущество – очень неприятное явление. Дискомфорт испытывают все – и маленький диктатор, и родители, и юные «жертвы» чужого собственнического инстинкта.
Родители малыша, который отбирает игрушки, часто не знают как правильно себя вести. Кто-то поддается эмоциям – кричит и дергает кроху, кто-то оправдывает свое чадо, а кто-то, стараясь избежать конфликтных ситуаций, и вовсе лишает своего ребенка общества детей из песочницы.
Профилактика конфликтов
Если ребенок отбирает игрушки у товарищей по играм, родителям нужно постараться не допустить этого прецедента. Зная психологические особенности своего малыша, лучше продумать нюансы:
– Внимательно следить за игрой ребенка в коллективе, находясь в непосредственной близости от него. Своевременное и грамотное вмешательство поможет купировать конфликт.
– Чтобы кроха играл своими игрушками – они должны заключать в себе интерес и новизну. Малыш не кинется к завоеванию чужого, пока не насытится своим. Пусть игрушек будет достаточное количество. А чтобы они не успели наскучить, можно разделить их на несколько групп, при этом поочередно прятать то одну, то другую из поля зрения крохи.
– Игры ребенка в коллективе стоит поощрять. Это улучшит его социализацию.
– Если среди сверстников чадо ведет себя как узурпатор и не встречает отпора, можно организовать ему общение в группе детей постарше.
– Давать карапузу лакомства лучше в нескольких экземплярах – одно пусть съест сам, а другим поделится.
– Важно не забывать хвалить кроху за то, что он делится с другими.
– Лучший способ воспитания – собственный пример.
Что должен знать ребенок о праве собственности
– Права на вещь принадлежат ее хозяину, поэтому, если хочется поиграть чужой игрушкой, нужно спросить разрешение. Хозяин может отказаться делиться.
– Общие игрушки и предметы (например, качели) принадлежат тому, кто первый начал ими пользоваться. Можно подойти и попросить уступить вещь на время или поиграть ею вместе.
– Своими игрушками приятно делиться
Как действовать родителям, если конфликт произошел
Первое. Понять ситуацию с точки зрения малыша
Приблизительно с полутора лет ребенок начинает активно заявлять права на тот или иной предмет. Это совершенно нормально. Другое дело, что в этом возрасте морально-этические правила поведения в социальной среде карапуз еще не освоил. Договариваться с товарищами по играм с помощью диалога он начнет где-то с трех лет. До этого активную роль посредника и дипломата в межличностных отношениях должен взять на себя взрослый.
Второе. Озвучивание ситуации
Чтобы малыш скорее обрел навыки грамотного общения, ему нужно озвучивать ситуацию с точки зрения причинно следственной связи, призывая к правильному поведению. Например: «Ты отнял машинку у мальчика – мальчик теперь плачет. Верни ему игрушку и пожалей мальчика».
Третье. Спокойствие и терпение
Эти два качества для родителя просто незаменимы. В любой эмоционально насыщенной ситуации это ключ к успеху и признак мудрости.
Важно учесть, что малышам придется повторить свои слова неоднократно. Ребенок не собачка, он не должен выполнять команды, нужно достучаться до его сознания, правильно и спокойно мотивировать, не причиняя психологического насилия.
Четвертое. Обходимся без ярлыков
В известном мультфильме есть фраза: «Как ты лодку назовешь, так она и поплывет». Поэтому, родителям ни в коем случае нельзя вешать на ребенка ярлыков. Осуждать можно только поступки чада, а не его личность. Вместо фразы: «Ты плохой, ты жадина» лучше употребить: «Ты поступил плохо, так делаю только жадные детки».
Даже если ребенок забирает игрушки у других – споры на детской площадке родителям не стоит принимать слишком близко к сердцу. Песочница для ребенка – это тренажер социальных взаимодействий. Лучше научить малыша грамотно преодолевать конфликты.