Явные и негласные правила семьи помогают распределить обязанности между ее членами задолго до появления в семье маленького человечка. С рождением ребенка очень многое меняется, и прежде всего – договоренности о том, кто должен поддерживать в доме чистоту и порядок.
В идеале они должны быть максимально гибкими и позволять членам семьи делегировать друг другу полномочия с учетом того, кто в данный конкретный момент наименее загружен и кому, например, плановая уборка будет не в тягость.
Членам семьи стоит отойти от навязанных стандартов – домашняя работа не должна ложиться полностью на плечи женщины, особенно, если родился малыш.
По мере роста ребенка возникает необходимость в том, чтобы он постепенно приучался к правилам и порядку. Это обусловлено не только желанием родителей облегчить себе жизнь, но также и тем, что неуправляемые эмоции и сиюминутные желания ребенка должны со временем стать контролируемыми. Это не одномоментный процесс. Без заданных родителями ориентиров ребенок не ощутит уверенности, не почувствует себя встроенным в процесс совместной деятельности в семье. Поэтому попустительство всем желаниям – не выход. Воспитание должно быть системным.
Приучаем к домашней работе ежедневно и ежечасно
Потребности в чистоте в каждой семье очень индивидуальны. Для кого-то законом является ежедневное вытирание пыли и мытье полов, а для кого-то химчистка дивана – целое событие, к которому следует заранее подготовиться.
Но, вне зависимости от семейных традиций, есть те вещи, которые ребенок будет делать охотно, и те, которые будут ему не очень приятны. Задача хороших воспитателей, коими и являются родители, – максимально расширить список первых и приучить сына или дочь терпеливо относиться к дискомфорту во время выполнения нелюбимых дел по дому.
Еще выдающийся советский педагог Василий Сухомлинский подмечал, что у каждого маленького человека существует естественная потребность в деятельности, в труде. Внимательные родители и те, кому доводилось наблюдать развитие ребенка, не могут не отметить у него фазу возникновения желания помочь. Это происходит обычно еще в дошкольном возрасте. Если пропустить эту инициативу или грубо подавить ее, мотивируя отказ неловкостью ребенка или тем, что «мама сделает быстрее и лучше», то можно навсегда разрушить его уверенность в собственных силах и отбить желание действовать. Вместо этого лучше выделить поле для деятельности, где малыш сможет ощутить себя нужным, а свою помощь – весомой и значимой для взрослых.
Первыми заданиями для малыша могут стать: содержание игрушек в порядке, мытье своей чашечки после чаепития, вытирание крошек на кухонном столе, полив комнатных растений. Уже в пятилетнем возрасте ребенка нужно научить застилать кровать после сна – поправлять простынь, стелить покрывало.
Позже, когда у ребенка появляется своя комната, поручениями могут стать сухая и влажная уборка детской. При этом первое время родители должны не только давать задание, но и объяснять, как его лучше выполнить, помогать малышу осваивать новые навыки. И обязательно хвалить за усердие и старание.
У младшего школьника уже должны быть систематически выполняемые задания: наведение порядка в своей комнате, кормление домашних животных, помощь по сервировке стола маме и пр. Поручения должны быть посильными по объему и времени выполнения и регулярными, ведь только так у ребенка сформируется привычка. И в дальнейшем в семье будет расти ответственный и заботливый человечек.
Удачи в новых начинаниях на благо семьи!